Ниязова успели "убить"

Пока Сапармурату Ниязову готовят царские похороны, соратники и противники присматриваются к его наследству, а наблюдатели пытаются понять, что будет с осиротевшей Туркменией


ФОТО: AP



После известия о скоропостижной кончине Сапармурата Ниязова в Ашхабад полетели телеграммы с соболезнованиями и призывами сохранять стабильность и не допускать незаконного передела власти. В Туркменистане объявлен недельный траур и отменено празднование Нового года, страна готовится проводить "отца всех туркмен" в последний путь.

Туркменбаши не успел выполнить обещание при жизни передать власть избранному преемнику –здоровье изменило президенту раньше, чем тот смог осуществить задуманное, хотя постоянные "плановые медобследования" дали повод для пересудов о том, что Ниязов уже давно был неизлечимо болен и жил только не лекарствах.

Похороны состоятся в воскресенье. Церемония прощания начнется в столичном Президентском дворце и завершится на малой родине Ниязова, в селе Кипчак. Там тело президента и упокоится в фамильном склепе при Мечети Духовности Туркменбаши. В мавзолее были похоронены его родители и братья, а для умершего президента еще при жизни построен саркофаг в пятиглавого орла.

Проводить главу государства в последний путь приедут его жена Муза и дочь Ирина, находившиеся с Ниязовым в натянутых отношениях и давно сменившие Ашхабад на европейские столицы. Из деловой поездки по Арабским Эмиратам вернется сын президента Мурад Ниязов.

Российские власти на траурной церемонии будет представлять премьер-министр Фрадков. Россия уже выразила соболезнования в связи со смертью Сапармурата Ниязова, а глава МИД Сергей Лавров выступил с призывом осуществить "передачу власти в рамках закона" и "обеспечить преемственность в наших отношениях". Находящийся в Москве министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер также выразил надежду на мирные перемены. За стабильность высказалась и американская администрация: "Соединенные Штаты надеются на мирный, спокойный, конституционный порядок передачи власти", – гласит заявление американского дипломатического ведомства.

Близко к сердцу воспринял смерть Ниязова его давний друг и соратник Аскар Акаев, свергнутый президент Киргизии. Два азиатских правителя были знакомы еще со студенческих лет, которые они провели в Ленинграде. "Когда мы встречались в 90-е годы, он любил поделиться своими воспоминаниями, своей трудной судьбой, ведь он вырос сиротой и добивался всего сам", – рассказал Акаев. Туркменбаши он называет "умелым и уверенным руководителем", который "никогда не подделывался под чужое мнение".

В связи со смертью Ниязова уже озвучена и теория заговора. Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль уверен, что туркменский лидер был убит. "Он был известен своим крепким здоровьем и невероятно тщательным отношением к нему. Плюс источники в самой Туркмении говорят, что он был вполне здоров, – говорит Джемаль. И продолжает: – Я думаю, что смерть Ниязова будет прологом к "оранжевой революции", которая сейчас начинается в Средней Азии".

Насчет того, что ждет Туркмению в ближайшем будущем, существует несколько прогнозов. Эксперты выдвигаю три основных варианта перехода власти. Первый – "силовой", если у руля государства встанет начальник одного из четырех силовых ведомств: глава МВД Акмамед Рахманов, министр обороны Агагельды Мамедгельдыев, заведующий нацбезопасностью Гельды Аширмухамедов или начальник Службы охраны президента Акмурад Реджепов.

Второй вариант – "традиционный": власть переходит к и.о. президента Гурбангулы Бердымухаммедову, главе "похоронной команды", который по старой советской традиции принимает бразды правления вслед за умершим. (Бердымухаммедова, кстати, называют внебрачным сыном Ниязова.) Однако, чтобы баллотироваться в президенты, ему придется изменять Конституцию, запрещающую "исполняющему обязанности" участвовать в выборах.

Наконец, третий сценарий – "наследственный", т.е. отцовское кресло занимает Мурад Ниязов. Говорят, что 39-летний бизнесмен, редко бывающий на родине, тем не менее, прекрасно знаком с политической ситуацией и имеет контакты с оппозицией.

Между тем противники режима тоже не дремлют. Проживающие за границей лидеры оппозиции намерены вернуться в Ашхабад. "Мы должны быть единым кулаком, чтобы в стране не было анархии и противоборства", – заявил один из оппозиционных лидеров Нурмухаммед Ханамов.

Какой именно сценарий будет воплощен в жизнь, пока неизвестно. Но совершенно ясно, что после того, как закончится неделя траура, в Туркмении наступит время перемен.

Выбор читателей