Производителям спиртосодержащей продукции дали срок

Известный вопрос "Что год грядущий нам готовит?" в эти дни как никогда актуален для алкогольной отрасли России. Пока очевидно одно: возможность нового кризиса временно отодвинули, но не устранили


ФОТО: AP



В минувший понедельник в Молдавии началась выдача государственной торговой марки, без которой с 1 января 2007 г. станет невозможным экспорт винодельческой продукции в Россию и другие страны. Получить вожделенный пропуск в межгосударственную торговлю удастся далеко не каждому производителю, а лишь тем, кому будет выдано положительное заключение по итогам мониторинга совместными российско-молдавскими комиссиями, о создании которых месяц назад говорил российский президент. Претендентам придется также пройти проверку качества вин в Национальном центре сертифицирования алкогольной продукции. В частности, будет запрещен экспорт вина, изготовленного на устаревшем оборудовании, а также продажа алкогольной продукции, имеющей "слащавые" названия. Кроме того, с нового года цистерны с вином уже не смогут пересекать молдавскую государственную границу: поставлять за рубеж разрешат только бутилированную продукцию, причем делать это будут непосредственно производители, минуя посреднические фирмы.

Для печатания марок правительство Молдавии выделило из резервного фонда 1,2 млн леев (около $100 тысяч). На данный момент уже выпущено порядка 5 млн марок. Еще 100 тыс. леев ($8 тыс.) направлено на формирование уставного капитала Центра учета оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Грустная новость заключается в том, что предполагаемое благодаря всем этим мерам улучшение качества импортируемого молдавского вина неминуемо отразится на его цене, которая, по прогнозам экспертов, вырастет на 30–40% по сравнению с мартом уходящего года, когда ввоз вина в Россию был приостановлен. Впрочем, даже при таких условиях молдавское вино по стоимости не догонит своих продукцию европейских производителей. Тем более что благодаря усилиям государства увеличение стоимости коснулось практически всех вин, присутствующих на российском рынке.

Да и сам рынок, надо полагать, надолго запомнит 2006 год. Несмотря на то что разразившийся летом алкогольный кризис был более или менее успешно преодолен, его итоги в целом оказались весьма неутешительны. "По оценке Счетной палаты, убытки государства в результате кризиса алкогольного рынка на август 2006 г. составили более 15 млрд рублей", – сообщил президент СУАР Осман Парагульгов на круглом столе, прошедшем в середине декабря в Госдуме. Материальные же убытки частных компаний, занятых производством, импортом, дистрибуцией, оптовой и розничной торговлей спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией составили не менее 56 млрд рублей. Значительная часть компаний (преимущественно импортеры алкогольной продукции) находится на грани банкротства. Кроме того, из-за прекращения поставок были нарушены связи и доверие между участниками алкогольного рынка. Пострадала также система кредитования компаний алкогольного бизнеса, поскольку ввиду понятных причин банки стали весьма осторожно относиться к работе с такими клиентами.

Между тем и на исходе года рынок продолжает оставаться в напряжении, поскольку меры по стабилизации обстановки пока не решают возникших проблем, а лишь отодвигают на некоторое время возможность возникновения нового кризиса. Так, недавно был продлен срок установки автоматических счетчиков по учету спиртосодержащей продукции, которыми должны быть оборудованы все предприятия. Первоначально новую систему учета спирта предполагалось вводить с 1 февраля 2007 г., на что представители рынка пообещали повторение летней ситуации, поскольку к назначенному времени отрасль не успеет подготовиться. Чиновники, незадолго до этого получившие за алкогольный кризис нагоняй на самом высшем уровне, к предупреждениям специалистов прислушались. В итоге была названа новая дата часа икс – 1 июля 2007 года. Однако, по мнению некоторых экспертов, даже через полгода запустить систему будет достаточно трудно, по-хорошему на это требуется, как минимум, год.

Не принесли заметного облегчения и поправки в закон об обороте спиртосодержащей продукции, который, собственно, стал катализатором большинства возникших на алкогольном рынке проблем. 22 декабря Госдума приняла их сразу во втором и третьем чтениях. Из-под действия ЕГАИС были выведены парфюмерно-косметические товары, расфасованные в потребительскую упаковку, – аэрозоли, тюбики и т.д. Но срок жизни этой поправки определен также до 1 июля 2007 г.; в дальнейшем перечень продукции, которая будет выводиться из-под действия закона, в том числе и из-под ЕГАИС, определит правительство, исходя из объема упаковки и стоимости. Повезло только табачной промышленности: согласно новой редакции закона, его действие не распространяется на спиртосодержащие ароматизаторы, используемые при производстве сигарет.

Так что известный вопрос "Что год грядущий нам готовит?" в эти дни как никогда актуален для алкогольной отрасли России. Однако ответить на него, по всей видимости, не может никто. Очевидно одно: проблемы остались, и легкой жизни в новом году производителям алкогольной продукции ожидать не приходится.

Выбор читателей