Саддам Хусейн пойдет путем мученика

Бывший президент Ирака Саддам Хусейн, приговоренный к смертной казни, обратился с "письмом к иракскому народу", где сообщил, что пойдет на казнь как мученик. "Я приношу себя в жертву", - заявил он


ФОТО: AP



Бывший президент Ирака Саддам Хусейн, приговоренный к смертной казни, обратился с "письмом к иракскому народу". Этот документ был обнародован в среду рядом французских СМИ. Сообщается, что подлинность письма была заверена адвокатами осужденного на казнь.

Саддам Хусейн заявил, что пойдет на казнь как мученик. Он также обратился ко всему иракскому народу с призывом остаться сплоченными "перед лицом врага". "Я приношу себя в жертву. Если этого хочет Бог, он прикажет мне встать в ряды мучеников и настоящих людей", - пишет Хусейн в своем обращении.

Напомним, что в минувший вторник апелляционный суд подтвердил обвинительный вердикт. Суд также признал оправданным приговор, вынесенный бывшему лидеру страны. Согласно иракскому законодательству, приговор должен быть приведен в исполнение в течение 30 дней.

Насчет сроков исполнения смертного приговора информация разнится. Сначала сообщалось со ссылкой на министра юстиции Ирака Хашима аль-Шибли, что декрет апелляционного суда должен быть передан в администрацию президента. И только затем подписанный президентский декрет будет направлен в управление тюрем, в задачу которого входит исполнение приговора. Правда, потом в администрации президента заявили, что решение апелляционного суда страны окончательное, и для него не надо одобрения Джаляля Талабани.

Вместе с Хусейном будут повешены его сводный брат, бывший глава иракской разведки Баразан ат-Тикрити и лидер Революционного совета Ирака Аввад аль-Бандар. Апелляционный суд отказал им в обжаловании смертных приговоров так же, как и экс-диктатору, и они будут повешены. По этому же делу один из соратников Хусейна был приговорен к пожизненному заключению, трое — к 15 годам тюрьмы. Одного подсудимого суд оправдал.

Известие о скорой казни было с одобрением встречено в Белом доме. Представитель администрации Буша заявил, что решение апелляционного суда является "важным событием в истории Ирака" и значительным достижением "в попытках иракцев сменить власть тирана на власть закона". Между тем правозащитники уже высказали сомнения в полной законности приговора Хусейну: организации "Международная амнистия" и Human Rights Watch уверены, что высшая мера для Саддама стала результатом политического давления.

Отметим, что такая точка зрения не нова. Легитимность процесса над бывшим иракским правителем ставилась под сомнение уже не раз на всем его протяжении. С нападками на судей выступал как сам подсудимый, так и наблюдатели, называвшие происходящее "правосудием победителей" и "пародией". Напомним, что бывший иракский лидер обвиняется по 14 пунктам, только один из которых на данный момент рассмотрен судом. Смертную казнь, по мнению трибунала, Саддам заслужил только за организацию массовой резни в Эль-Дуджейле, во время которой его люди уничтожили полторы сотни шиитов в ответ на неудавшееся покушение на вождя.

Помимо этого, в ходе недавно начатого второго процесса по делу Саддама, судьи определяют степень его участия в жестоком подавлении восстаний курдов в 1980-е гг., в результате которых тысячи людей были убиты или выселены из Ирака. Однако ход этого процесса никоим образом не повлияет на вчерашнее решение апелляционного суда: Хусейн будет казнен, даже если параллельный процесс не будет завершен.

Между тем многие правительства, в том числе Индии, Италии, а также главного союзника США – Великобритании, уже выступили против смертного приговора Саддаму Хусейну. Например, глава МИД Италии подчеркнул, что "не хочет преуменьшать ответственность Хусейна за репрессии, убийства и пытки, но Италия выступает вообще против смертной казни". "Я защищаю принцип ее неприемлемости и продолжаю надеяться, что этот приговор не будет приведен в исполнение", - заявил высокопоставленный итальянский дипломат.

Российские власти также выразили надежду на пересмотр приговора. Так, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, как принципиальный противник смертной казни, выразил солидарность с мнением европейских политиков, которые призвали обжаловать приговор. Он считает, что исполнение приговора суда в Багдаде может вызвать дополнительную напряженность в исламском мире.

Выбор читателей