Белоруссия осваивает транзитный нефтепровод

В ночь с воскресенья на понедельник прекратились поставки нефти по белорусскому трубопроводу "Дружба", снабжающему топливом Польшу и Германию. Первым об отключении сигнализировал польский оператор PERN


ФОТО: AP



В ночь с воскресенья на понедельник прекратились поставки нефти по белорусскому трубопроводу "Дружба", снабжающему топливом Польшу и Германию. Известно об этом стало не сразу, а лишь к полудню. Первым об отключении сигнализировал польский оператор PERN. "Мы направили письмо в Белоруссию, прося объяснений. На данный момент мы не знаем, почему поставки были остановлены", - сообщил пресс-секретарь PERN Томаш Закржевки. Вслед за тем отметился замминистра экономики страны Петр Наимский. Польша фактически "получила ситуацию с закручиванием крана", - сказал он, но тут же заметил, что собственных запасов нефти пока достаточно, чтобы поддерживать топливную отрасль. Что же касается простых граждан, то им тоже не стоит волноваться. По крайней мере, в течение первых 80 дней. Ниамский уверяет: "Нет непосредственной угрозы для энергетической безопасности Польши". Правительство Германии сухо подтверждает прекращение поставок.

Несмотря на то, что еще ночью, когда давление в трубопроводе резко пошло на убыль, инженеры PERN информировали белорусских коллег о сбое, очевидно, предполагая техническую неисправность, Белоруссия долго хранила молчание. И втихую отбирала российскую нефть из транзитной трубы. С таким заявлением выступил глава "Транснефти" Семен Вайншток: "Белорусская сторона с 6 января сего года в одностороннем порядке, никого ни о чем не предупреждая, начала незаконный отбор нефти из нефтепровода "Дружба", предназначенной исключительно для транспортировки потребителям в Западной Европе". "Незаконный отбор" - веет зимой 2006-го, согласитесь. Правда, здесь объемы не столь чудовищные. И единицы измерения другие. По данным Вайнштока, за два дня Белоруссия освоила 79 тыс. тонн нефти.

Многие европейские СМИ моментально пристыковали неожиданное польское "удушье" к нефтегазовому скандалу, разыгравшемуся между Москвой и Минском в последние дни новогодних каникул - и, в общем-то, нельзя обвинить их в искажении действительности. Напомним, что стороны спорили (и спорят посейчас) об условиях прокачки нефти через белорусские сети. Все началось с того, что Белоруссия объявила о введении таможенной пошлины, которую российские власти сочли незаконной. Компромисс пока не найден. Если события будут развиваться по плохому сценарию - Минск упрется, зацепится за слово "суверенитет" и станет раскачивать внешнюю политику из стороны в сторону, прибегнет к другим методам союзнического шантажа - тогда Москва, в свою очередь, примет "адекватные меры". При благоприятном исходе спора все вернется на свои места.

Настоящую же ситуацию белорусские чиновники до поры просто не комментировали. Вот, например, Виктор Азаров, официальный представитель белорусского государственного концерна "Белнефтехим", произосит следующее: "Заполнение трубопровода - это конфиденциальная информация... Обращайтесь в "Транснефть". Конец связи.

Ближе к вечеру дело приняло серьезный - то есть, международный - оборот. Цены на нефть неумолимо поползли вверх. На лондонской бирже зарегистрирован скачок в 79 центов. В Нью-Йорке за баррель предлагают 57,6 долларов (против лондонских $54,43). Активизировались европейские чины. "В Еврокомиссии очень внимательно следят за развитием ситуации", - сообщил официальный представитель ЕК Ферран Таррадельяс и Эспуни. Готовится экстренное заседание Координационной группы ЕС по поставкам энергоносителей.

Наконец, отозвалась и виновница скандала, неожиданно объявившая себя жертвой. Белорусский МИД подготовил официальное заявление, в котором говорится, что ответственность за топливный кризис в Европе целиком ложится на плечи российских чиновников. Давление, якобы, упало на входе в белорусский участок трубопровода - следовательно, это дело "Транснефти". Белоруссия к вентилю не притрагивалась. Одним словом, давление к вам упало, друзья. Кстати сказать, по злополучной трубе российская нефть поступала и на Украину... Но Киев пока хранит молчание.

В Варшаве тем временем попытался спасти ситуацию белорусский посол. Он заявил, что "Дружба" работает в штатном режиме. "Но мы видим, что нефти в Адамове нет", - отпарировал Петр Ниамский.

А в Москве уже вовсю строили версии происходящего. На вопрос "Почему?" Семен Вайншток выдает целую теорию заговора. Глава "Транснефти" убежден, что Белоруссия заранее планировала несанцкионированный отбор топлива из транзитной трубы. Иначе как объяснить внезапный отказ от поставок нефти на собственные заводы? "Они предполагали, что будут производить изъятия, несанкционированные изъятия, - это так дипломатическим языком называется то, что сегодня делает белорусская сторона", - разъясняет Вайншток.

Представители Кабинета министров высказываются еще жестче. "Белоруссия пустилась во все тяжкие, начав отбор за неуплату Россией незаконно введенной пошлины", - замглавы Минэкономразвити России Андрей Шаронов. А значит, дело пахнет порохом. В том смысле, что зреет торговая война.

Выбор читателей