Суверенная духовность в праздничном эфире

Впервые за последние годы стало очевидно, что не только в будни, но и в праздники телевидение отказалось от конкуренции, заполонив экраны однородной продукцией, мнение о которой не учитывается




Ну вот и финишировали зимние каникулы для взрослых, несмотря на то что формально они закруглились к православному Рождеству. Поговорим о телевизионном марафоне, который традиционно завершается "старым Новым годом".

Надо сказать, что новогодний ТВ-забег 2006/2007 меня поразил. Что мы наблюдали раньше, пялясь в экраны на протяжении двух "отмороженных" зимних недель? Худо-бедно, с большим успехом или меньшим, центральные каналы в предыдущие годы пытались хоть как-то конкурировать друг с другом. Понятно, что расхожие идеи и всякие западно-ориентированные ноу-хау по части устроения новогодних шоу закончились к началу нового века, оставив по себе лишь одно, но сильное воспоминание: "Старые песни о главном" в различных изводах, став фирменным стилем "первой кнопки", задали бесконечному концерту "под оливье" определенный тон на многие годы. В этих наблюдениях нет иронии – ну, придумали, и хорошо; видно было, что к Новому году главные каналы денег не жалеют, подтягивая унылую картинку будней к более-менее современной, отдавая в эти дни дань компьютерной видео-реальности, демонстрируя лучшие свои достижения. Включая не только концерты, но и ставшие традиционными мюзиклы и всяческие "фильмы по мотивам". Не беда, что попсовики на всех кнопках были одни и те же, а альтернативы им долгое время, после всплеска популярности рок-музыки в начале 1990-х, найти не удавалось. Ее, альтернативы то бишь, и сейчас нет как нет, поскольку плодить все новых звезд на останкинских фабриках мутантов непродуктивно. Новых артистических идей пока не придумано, приемлемого даже для невзыскательной телепублики музыкального сопровождения толпы орущих "круто, я попал на ТВ!" дикарей тоже взять неоткуда.

Поэтому все произошедшее закономерно: в сезоне нынешнего года, как говорится, сменилась концепция. Если раньше каналы, обладая определенной степенью независимости, пытались выстроить свою линейку таким образом, чтобы можно было говорить о стратификации аудитории, о борьбе за зрителя и т.п., то сегодня, управляемые из единого центра, телевизионщики выполняют приказы, как и положено – не обсуждая, беспрекословно.

А какими могут быть эти приказы? Ну, есть у Кремля набор федеральных каналов, различающихся лишь объемом покрытия аудитории и в соответствии с этим техническим показателем пользующихся разной степенью свободы и внимания. Кому хочешь такого количества безальтернативного телевидения хватит. Посему устраивать на полностью подчиненных тебе кнопках какую-то еще левую "конкуренцию" – все равно что тренировать одни пальцы на конечностях в обход других.

Итак, концепция новейшего времени в этом вопросе напрашивается сама и звучит примерно по Гоголю: тому не надо далеко ходить, у кого черт за плечами. Иными словами, совершенно не важно, какой канал включает зритель в новогоднюю ночь – все и так известно. И про зрителя, и, соответственно, про телевизор. Тратить миллионы на то, чтобы потом написать в газетах, мол, столько-то процентов аудитории смотрели Первый, а столько-то – все остальные вместе взятые, совершенно излишне.

Мало того, что на любые телерейтинги точно так же влияют чиновники Администрации президента, как и на все медиапространство нашей страны, то есть напрямую, да еще и усилий, видать, стало жалко. В отсутствие минимальной конкуренции неразумно выкидывать средства на ветер и тратить силы для создания в праздники чего-то особенного, когда и так все есть. Даже не принимая в расчет объяснения чиновников, мол, все равно в эти дни пипл валяется пьяным по углам, телик смотрит одним глазом, а потому нечего стараться, обряжая киркоровых-кобзонов-валерий и прочую братию в новые наряды за неоправданно большие бабки, стоит признать, что и действительно, интерес к телевидению, окончательно прогнувшемуся под власть "суверенной демократии" и отличающемуся от недоброй памяти "совкового" лишь степенью разнузданности и интересом к "нижнему этажу" человеческого бытия, утрачен настолько, что вкладываемые средства больше не оправдывают целей. Кроме рекламы, естественно.

С точки зрения предвыборных технологий "ящик" полностью контролируется. Для оболванивания народа он целиком пригоден: примерно 90% всех программ рассчитаны на людей с редуцированным за ненадобностью мозгом. По-видимому, креативщики на ТВ в этом вопросе опираются на собственные анатомические особенности, иначе не очень понятно, чего они ждут от бесконечного петросянизирующего коллапса, коим с утра до вечера потчуют публику. Хотя повторять этот тезис из года в год надоело.

Новизна сегодняшнего момента лишь в том, что раньше кто-то по ту сторону голубого экранчика изредка делал вид, что можно выдать что-то альтернативное попсе и "Аншлагу", а теперь и такая необходимость отпала. Для "особо умных" есть канал "Культура", ну да, скучный и в основном для тех, кому далеко-далеко "за 30" или меньше десяти, но тем не менее добротный и неглупый, а остальным вполне достаточно новых русских сериалов, старых американских фильмов и юмора, юмора, юмора – до полной... отключки.

Правда, справедливости ради стоит сказать: в этом году порадовало рождественское "телепослание" от наших деятелей культуры. Событием праздников стал показ "Острова" Лунгина, этого нового "православноориентированного" и вполне себе неформального фильма, к тому же вызвавшего бурное обсуждение. Как и следовало ожидать, отзывы зрителей в основном позитивные: как же, вот она, наша "суверенная духовность", уже на подходе! Не беда, что герой Пита Мамонова очень напоминает Бриджит Джонс русского розлива – и там, и тут одна и та же рождественская история. В случае Б.Д. - толстеющая девушка, невзирая ни на какие уверения поклонников, ждала единственно только того, кто сделает ей официальное предложение. В случае мамоновского полуотшельника все аналогично: ему были даны все мыслимые духовные дары, но парень ничему не верил, пока не дождался очевидного явления прощения, так сказать, "во плоти", после чего спокойно отошел в мир иной. Этот праздничный эпизод, я имею в виду показ "Острова", доказывает, что родная правящая партия и горячо любимое правительство заботятся не только об удовлетворении самых низменных инстинктов вверенного им Провидением народа, но иногда пекутся и о его душе.

Однако и при таком раскладе неутешительным видится тот факт, что даже ради приличия, ради сохранения лица федеральное телевидение больше не стремится удивлять публику. На публику ему теперь наплевать. Голубой экран транслирует один-единственный канал, по которому население должно улавливать эманации начальства, сливаться с ним в экстазе, хохотать над петросянами, но ни в коем случае не получать доступ к какой-либо альтернативе. Мы и впрямь стали жить по принципам, описанным в романах Пелевина или Сорокина, и единственным утешением остается то, что цивилизации с такой "духовностью" долго просуществовать вряд ли удастся.

Выбор читателей