Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Оказалось, что текст закона, принятого 12 января и поступившего на подпись к Ющенко, отличается от предыдущей редакции документа, принятого Радой 21 декабря прошлого года. Попросту говоря, новая версия содержит значительные изменения, которые не были предусмотрены предложениями президента. Это подтверждает и сравнительная таблица, подготовленная к рассмотрению законопроекта во втором чтении, и стенограмма заседания Верховной рады, а также выводы экспертов. По Конституции, если во время рассмотрения предложений президента будут внесены изменения к закону, не предусмотренные этими предложениями, президент имеет право вернуть закон для повторного рассмотрения Раде. Что, собственно говоря, Ющенко и сделал.
Впрочем, глава государства уточнил: имеется "конструктивный, оптимальный путь выхода из ситуации" – если парламент изменит "только те положения закона о Кабинете министров, принятого 12 января 2007 г., которые не соответствуют Конституции". "Что касается вопроса идеологии закона, предлагаю вернуться к этому вопросу позже, после завершения дискуссии по первой части проблемы", – отметил Ющенко.
Таким образом, если Рада и кабмин вместе с секретариатом Ющенко доработают поданные предложения и учтут их в конечной версии, президент его, в конце концов, подпишет.
Между тем, Янукович явно рассчитывал на то, что Ющенко с последней редакцией закона все же смирится. После завершения заседания СНБО премьер заявил журналистам, что закон о кабмине будет полностью согласован с нормами Конституции. И еще раз подчеркнул, что президенту оставляют право "быть главой государства".
Однако, судя по забракованной версии закона о кабмине, под президентскими полномочиями премьер и сам президент подразумевают какие-то разные вещи. Так, закон предусматривал фактическое превращение страны в парламентскую республику с переходом всех рычагов власти к премьер-министру (то есть к Януковичу). Президент фактически утрачивал бы право контролировать оборону и внешнюю политику: правящая коалиция получала возможность в любой момент уволить любого министра, причем без согласия главы государства. Новую кандидатуру на освободившуюся должность, внесенную президентом, парламентское большинство могло бы спокойно забраковать, а в случае отказа президента от внесения такой кандидатуры, ее предлагал бы премьер. Конечно, были бы "исполняющие обязанности", только – судя по той же истории с Тарасюком – кто с ними считается? Более того: даже распустить такой кабмин, где ни министра иностранных дел, ни министра обороны нет, президент бы не смог: по новому закону деятельность правительства считалась бы вполне легитимной даже без участия трети его членов. Таким образом, как справедливо отметил вчера экс-министр внутренних дел Юрий Луценко, у президента осталось только два полномочия: право вето и право обращения в Конституционный суд. Все прочие прибрало к рукам правительство, превратив главу государства в "канцеляриста".
Решить все вопросы и найти компромиссы можно было еще вчера: по слухам, спикер Рады Александр Мороз предлагал в течение двух часов снять все противоречия. По мнению представителя БЮТ политолога Дмитрия Выдрина, те 42 поправки, которые предлагал президент, действительно можно было реализовать за столом с очень небольшим количеством участников в течение двух часов, поскольку "там не много таких принципиальных вещей, которые невозможно разрешить". Однако, судя по результатам, стороны так и не смогли договориться. Теперь вопрос в том, будут ли в ближайшее время президентские пожелания учтены или, как обычно, проигнорированы. Вероятность того, что на сей раз оппоненты Ющенко прислушаются к его мнению, минимальна. Теоретически закон мог бы подписать и спикер Мороз, однако сам он пока против такого сценария возражает.
Напомним: во время скандального голосования 12 января, когда вето президента на злополучный закон было преодолено (причем благодаря 121 голосу депутатов от БЮТ), ни одно из 42-х предложений президента поддержано не было. Пропрезидентская "Наша Украина" расценила преодоление вето как "антиконституционный переворот и узурпацию власти так называемой "антикризисной" коалицией" – Партией регионов и ее послушными сателлитами СПУ, КПУ и с недавних пор БЮТ". В секретариате президента вынесли не менее жесткий вердикт, назвав случившееся "дестабилизацией государственного строя", и высказали убеждение, что президент такой закон не подпишет. Сам Ющенко пообещал решить вопрос о конституционности закона в суде, однако пока этого не сделал.
Вообще украинской Фемиде не позавидуешь – учитывая, что разговаривать друг с другом власти последнее время предпочитают именно в суде. Президент собирается разобраться в Конституционном суде с законом о кабмине, а его протеже в непонятном статусе то ли министра, то ли и.о. министра иностранных дел Борис Тарасюк в том же суде надеется получить определение собственного статуса. Параллельно Тарасюк будет судиться с правительством, которое заблокировало работу МИДа. "Впервые за историю независимой Украины из-за незаконных указаний из кабинета министров для Министерства не открыто бюджетное финансирование на текущий год. Следовательно, Украина лишена возможности исполнять свои международные обязательства, в частности, платить взносы в бюджеты международных организаций, отправлять дипломатов на международные переговоры, платить по счетам за обслуживание иностранных делегаций", – заявил вчера Тарасюк.
По его словам, все работники центрального аппарата Министерства и иностранных дипломатических учреждений (несколько тысяч людей) не получают заработной платы, что является "по меньшей мере, аморальным, не говоря уже о нарушении их конституционных прав" и "наносит большой вред международному имиджу Украины". Соответственно, МИД было вынуждено обратиться в Хозяйственный суд города Киева с исковым заявлением к Государственному казначейству с требованием открыть бюджетное финансирование, как это предусмотрено Бюджетным кодексом и государственным бюджетом на 2007 год.
В такой-то обстановке желание Тарасюка прийти на следующее заседание кабмина можно назвать сверхмужественным шагом. Учитывая, что один раз его на заседание просто не пустили, в следующий раз уже побили, страшно даже представить, что произойдет теперь. Кстати, ни судебные решения, ни приказы Ющенко в таких ситуациях, как показывает практика, не срабатывают.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг