Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Германия приняла эстафету председательства у Финляндии (тоже, в общем-то, дружественной нам страны) в суровых условиях. Ноябрьский саммит Россия – ЕС был, по сути, провален из-за вето, наложенного Польшей на старт переговоров по новому договору о партнерстве, причем до сих пор не понятно, как и когда разрешится эта ситуация. Новогодние праздники были омрачены российско-белорусским нефтяным скандалом, приведшим к тому, что в течение нескольких дней нефтепровод "Дружба" не работал. В странах ЕС в этой связи возник не столько дефицит нефти, сколько легкая паника и серьезные претензии к России, которые озвучила сама Ангела Меркель, вместе с председателем Еврокомиссии Баррозу. Наконец, так сложилось, что именно сейчас в ЕС "созрела" единая энергетическая стратегия. Комиссия представила на рассмотрение стран-членов довольно радикальный проект, предусматривающий отрезание поставщиков энергоресурсов от распределительных сетей. Это означает, что крупные вертикально интегрированные энергетические концерны в странах ЕС будут в принудительном порядке "расчленены" на добывающие, транспортирующие и распределяющие структуры. А ведь в Германии такие концерны – BASF, RWE, EON – составляют основу энергетики. Они же являются наиболее последовательными партнерами российских нефтегазовых компаний в Европе. Какая судьба ждет их теперь – не понятно.
Вот такое председательское "наследство" досталось Германии. И это не считая долгосрочных политических проблем вроде принятия европейской конституции и переговоров с Турцией о приеме в ЕС. Впрочем, не так все плохо: сложным проблемам противостоит сильный председатель. Во-первых, Германия остается самой мощной экономикой ЕС и обладает (пока еще) достаточным авторитетом, чтобы "организовать" своих партнеров по Евросоюзу. Во-вторых, надежды связываются с личностью нынешнего федерального канцлера. Год назад только что занявшая этот пост Ангела Меркель продемонстрировала Европе выдающиеся дипломатические способности: во многом благодаря ей был достигнут компромисс по бюджету ЕС. Вот и теперь обозреватели полагают, что она сможет найти решение многим проблемам Европы.
Однако пока складывается впечатление, что проблемы Меркель будет решать не совсем так, как хотелось бы России и ее энергетическим партнерам в Германии. Началось с того, что госпожа канцлер выступила в роли основного критика России в ситуации с российско-белорусской ссорой. Основной ее тезис сводился к тому, что Россия капитально подорвала доверие к себе как к экспортеру энергоресурсов. В минувшее воскресенье, находясь в Сочи на правах гостьи, Меркель высказывалась более аккуратно и "с пониманием" отзывалась о стремлении России перевести отношения со всеми "ближними соседями" на рыночные основы. Но до шредеровского уровня взаимопонимания с Москвой ей далеко: в голосе канцлера звучала железная нотка о недопустимости каких-либо манипуляций России с поставками энергоносителей в Европу без консультаций со странами-потребителями. Поэтому все предложения российской стороны о строительстве подземных газохранилищ и тому подобные энергетические идеи остались немножко подвешенными в воздухе.
Отстаивая в диалоге с Россией интересы европейских потребителей энергии, Меркель, похоже, не пощадит ради них и германские энергетические концерны. Ведь страна-председатель ЕС, да еще и объявившая энергетику одним из приоритетов своего председательства, будет просто вынуждена поддержать Брюссель в давно продвигаемом им проекте либерализации энергетического рынка ЕС. На словах Берлин уже поддержал новую энергетическую стратегию Евросоюза. Что будет на деле? Не исключено, что энергетические гиганты действительно будут "расчленены". В таком случае их российские партнеры лишатся не только перспектив выйти на потребительский рынок ЕС, но и возможности заключать долгосрочные контракты. Уровень взаимопонимания снизится не только в политике, но и в энергетике.
Взамен Ангела Меркель предлагает укрепление экономических связей с США. Канцлер-председатель убеждает ЕС, что "Европа заинтересована в создании единого трансатлантического рынка". Кроме того, она призывает к поиску компромисса с заокеанским партнером, чтобы разблокировать Дохийский раунд переговоров по ВТО. В общем, надо развивать западный вектор экономических связей: именно он может обеспечить увеличение экономического роста в ЕС и создание новых рабочих мест. Впрочем, "мы не должны смотреть лишь в сторону США. Партнерство с Россией также имеет стратегическую важность для Европы. И поэтому необходимо укреплять это партнерство и разработать новые соглашения", – отметила Меркель, представляя программу своего председательства Европарламенту.
Ну что ж, спасибо и на том. Не забывает. Да и как германскому лидеру забыть Россию – своего главного энергоснабженца? ФРГ давно является нетто-импортером энергоносителей (причем, самым крупным в Европе). Из-за рубежа она получает 97% потребляемой нефти, 83% газа, 60% каменного угля и 100% урана. Только бурый уголь в Германии свой. Да еще солнце, ветер и вода, на которые, правда, приходится менее 5% в структуре энергобаланса. А из России Германия получает 37% газа, 30% нефти, 19% урана и 8% угля. Вторым по значимости поставщиком энергоресурсов является Норвегия, но она дает значительно меньше, чем Россия (нефти – всего 16%), да и запасов у нее, по оценкам Еврокомиссии, хватит еще от силы на четверть века.
В общем, можно порадоваться за Евросоюз, получивший на полгода такого талантливого и принципиального председателя, как Ангела Меркель. Но вот за германскую экономику немного тревожно: как бы не навредила ей европейская политика федерального канцлера. Сознательно снижая уровень взаимопонимания с Россией, а также потворствуя брюссельским идеям либерализации энергетического рынка, Германия рубит нефтегазовый сук, на котором успешно сидит не одно десятилетие. И дело не только в снабжении российскими углеводородами самой германской экономики: еще с советских времен ФРГ была основным распределителем углеводородов, поставляемых в Западную Европу с Востока. Теперь картина может измениться: на роль такого посредника претендентов много – например, Венгрия, которой тоже предлагали строить подземные газохранилища.
Ситуация развивается стремительно
Некоторые не выдержали критику и передумали