За обвалом нефтяного рынка мелькнула тень США

Наиболее "модным" объяснением падения мировых нефтяных цен сегодня является версия о том, что оно вызвано действиями Саудовской Аравии и США, предпринимаемыми в целях экономического ослабления Ирана




Значительное снижение мировых нефтяных цен, последовавшее за рекордным ростом середины 2006 г., до сих пор не может найти четкого объяснения и окончательно уложиться в сознании значительной части представителей экспертного сообщества. Поиск глобальных причин происходящего в последнее время все более отчетливо принимает черты интеллектуального соревнования между аналитиками. При этом, выдвигая свои гипотезы, они все чаще не ограничиваются сугубо экономическими и геополитическими факторами, обращаясь к причинам более глобального характера.

Наиболее распространенной версией снижения мирового интереса к нефти до самого последнего времени считался климатический фактор: чрезвычайно теплая зима в Северном полушарии и связанный с этим рост нефтяных запасов в США. Однако, похоже, она уже не устраивает некоторых экспертов, и на смену пугающим биржевых "быков" метеорологическим сводкам пришла конспирология.

Наиболее "модным" объяснением происходящего на нефтяном рынке сегодня становится информация о том, что падение мировых цен вызвано целенаправленными действиями Саудовской Аравии и США, предпринимаемыми в целях экономического ослабления Ирана. Так, например, по мнению аналитика NBC News Роберта Уиндрема, в ноябре 2006 г., в ходе встречи американского вице-президента Дика Чейни с королем Саудовской Аравии, между двумя странами было заключено некое секретное соглашение. По мнению эксперта, конечная его цель – спровоцировать недовольство населения Ирана и сместить нынешнее политическое руководство страны. Считается, что реализация этого плана позволит США избежать военной кампании против Ирана и обеспечить приход к власти нового правительства, более благосклонного к Вашингтону. А Саудовская Аравия в случае реализации этого плана сможет существенно ослабить влияние шиитов в мусульманском мире.

В последнее время королевство пытается убедить рынок в том, что мировые цены на нефть на уровне 50 $/баррель вполне справедливы и отвечают как интересам импортеров, так и интересам производителей. Понятно, что такое утверждение не применимо для Ирана. Так, если для Саудовской Аравии себестоимость нефтедобычи соответствует 2-3 $/баррель, то для Ирана этот показатель составляет 15-18 $/баррель или, в лучшем случае, 8-10 $/баррель.

Бюджет Ирана на 2007 г. составлен из расчета, что цена иранской нефти на мировом рынке будет на уровне 44 $/баррель. Обычно иранская нефть на мировом рынке котируется на $7 ниже, чем техасская WTI. Следовательно, по мнению эксперта Global Money Trends Гэри Дорча, при цене WTI 50 $/баррель Иран не сможет получать прибыль от экспорта своей нефти. Не стоит забывать и о том, что внутренние потребности Ирана в "черном золоте" значительно выше, чем в Саудовской Аравии, а собственные нефтеперерабатывающие мощности недостаточны для полного обеспечения страны продуктами нефтепереработки. Так, например, Иран вынужден импортировать порядка 40% потребляемого в стране бензина.

На первый взгляд, версия заговора, направленного против Ирана, выглядит достаточно правдоподобно. И ее вполне достаточно для того, чтобы сподвигнуть значительную часть нефтетрейдеров к игре на понижение. Но все же, при более глубоком рассмотрении, конспирологическая версия в качестве базовой, объясняющей снижение мировых нефтяных цен, вряд ли оправданна.

Несмотря на довольно тесные политические взаимоотношения между Саудовской Аравией и США, переоценивать их вряд ли стоит. Не стоит переоценивать и готовность саудитов идти на поводу у Америки, без оглядки на ситуацию внутри собственной страны и в окружающем арабском мире.

Любые договоренности между Саудовской Аравией и США о поставках нефти, достигнутые за спиной ОПЕК, являются серьезным фактором снижения общемировых цен. Более того, при определенном стечении обстоятельств подобное снижение может иметь бесконтрольный характер. В этом случае вполне вероятно, что мировые цены могут опуститься до уровня 30-35$/баррель, что окажется губительным не только для Ирана, но и для самой Саудовской Аравии. Несколько лет рекордно высоких мировых цен на нефть привели к колоссальному росту расходов и обязательств этой страны. Поэтому ощутимое снижение цен, ставшее следствием некого тайного сговора между основным поставщиком и основным потребителем "черного золота", ударит в первую очередь по самому поставщику. "Надо понимать, что у саудитов ситуация даже хуже, чем у нас, – считает президент Института энергетической политики Владимир Милов (большое интервью с ним читайте в одном из наших следующих выпусков). – За последнее время они очень сильно раздули государственные расходы. Саудиты успели привыкнуть к дорогой нефти гораздо больше, чем мы. Но при этом они не просто являются государством, которое тратит доходы от нефти на себя, – они являются экономическим и политическим донором всего исламского мира, они несут совершенно непомерные государственные обязательства и военные расходы. Поэтому Саудовская Аравия, конечно же, заинтересована в том, чтобы поддерживать с США нормальные отношения, но бросаться ради них грудью на амбразуру..." Более того, сомнительно, что королевство решилось бы на серьезные договоренности с США, учитывая приближающиеся выборы американского президента, которые, весьма вероятно приведут к серьезным переменам во внешнеполитической и военной области. Саудовская Аравия заинтересована, скорее, в стабильных, пусть и не сверхвысоких мировых ценах и не менее стабильном спросе. Только такое положение дел позволит ей отбить серьезные инвестиции, сделанные в последнее время в развитие нефтяной отрасли.

Что же касается Ирана, то, учитывая сложившуюся в стране политическую ситуацию и высокий авторитет Ахмадинежада, сомнительно, что снижение мировых цен на нефть (если, конечно, они не упадут до 10-15$/баррель, что в ближайшей перспективе маловероятно) способно будет поколебать его власть.

Поэтому теория антииранского заговора, активно эксплуатируемая в последнее время некоторыми аналитиками и трейдерами на нефтяном рынке, вряд ли способна стать основным доводом для игры вниз. Скорее, это лишь один из многих таких же неоднозначных факторов, мало значимых по отдельности и весьма сильных в сочетании. Так или иначе, но именно такое сочетание, окончательно сложившееся во второй половине прошлого года, позволило сломить мощный повышательный тренд, господствовавший на рынке на протяжении шести лет.

Выбор читателей