Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Документально зафиксированное начало преступной деятельности Александра Поносова относится к лету 2005 г., когда в только что отстроенную школу поступили из пермского Управления капитального строительства 12 компьютеров для кабинета информатики. На них были уже установлены Windows XP Professional, и MS-Office 2003. В школе не предполагали, что компьютеры, поставляемые государством, могли содержать в себе что-либо противозаконное. Распаковали, подключили, посадили детей, стали работать.
О том, что в учебном процессе используется нелицензионное ПО, Александр Поносов узнал в мае 2006 г., когда к нему нагрянули с проверкой из прокуратуры. После экспертизы, которая заключалась в том, что были старательно запротоколированы ярлыки с рабочего стола, прокурорские работники объявили, что Windows и Office – пиратские. Проверяющие опечатали системные блоки и увезли с собой. Как назло, прокурорский набег случился накануне экзаменов. Чтобы дети не сдавали информатику устно, Александр Поносов и выпросил компьютеры обратно, дав подписку, что не будет уничтожать улики.
О грядущем развитии событий он тогда и помыслить не мог. Думал, поставит лицензию, и все обойдется выговором. Поэтому директор школы был в шоке, когда 21 ноября 2006 г. ему предъявили обвинение по ст.146 ч.3 УК РФ("Незаконное использование объектов авторского права, совершенное в особо крупном размере"). При этом прокуратура почему-то медлила: пиратские программы были обнаружены в мае, а дело возбудили лишь в ноябре. Сам Александр Поносов предполагает, что притормозить ход следствия попросили районные власти – необходимо было закончить вторую очередь строительства школы.
Следователи дважды пытались закрыть дело "за отсутствием виновного лица". Однако прокуратуре надо было во что бы то ни стало довести его до суда. По словам прокурора Верещагинского района Александра Троянова, прокуратура Пермского края дала неофициальное распоряжение провести в каждом районе несколько показательных процессов над "пиратами". "Такие процессы сейчас идут по всей стране, – заявил Троянов газете "Пермский обозреватель". – Соблюдение закона об авторских правах – необходимое условие вступления России в ВТО. Наш район тоже не может остаться в стороне. Везде должны быть лицензионные программы!"
В ходе следствия оказалось, что ни местное управление образования, ни Пермское минобрнауки ответственности за компьютеры не несут – поставки оборудования в школу шли по линии УКС (Управления капитального строительства). А там лишь развели руками – у них компьютеры прописаны в отчетности одной строкой, между партами и стульями. О программном обеспечении даже не упоминалось.
Значит, за пиратское ПО отвечать директору, рассудили в прокуратуре, ведь именно он ответственен за соблюдение законности в школе. Определившись с обвиняемым, следователи посчитали сумму ущерба – 97 тыс. рублей. Однако за подобную сумму Поносов понес бы лишь административное наказание, а для заведения уголовного дела необходим "особо крупный размер" – от 250 тыс. рублей.
И следствие принялось щелкать калькулятором, проявляя при этом поразительную безграмотность. По версии прокуратуры, Александр Поносов ограбил корпорацию Гейтса на 266 тыс. руб. с копейками, используя на 12 машинах Windows XP Professional, Office 2003 Professional, Office 2002 и Outlook. Однако следователи предпочли не вспоминать, что официальные дилеры Microsoft продают программы образовательным учреждениям с большими скидками. Так, Windows XP Professional стоит $162, а для школы – всего $67; Office 2003 Professional – $354 и $62 соответственно. К слову сказать, когда Поносов поставил за деньги школы на все компьютеры лицензию, то уложился в 45 тыс. рублей. Однако это гнев прокуратуры не смягчило.
Кстати, на школьных компьютерах эксперты прокуратуры обнаружили и посчитали ущерб за программу, которой не существует в природе, – Office 2002 Professional. А шедевром пытливости стал подсчет ущерба за использование Outlook Express, который интегрирован в Windows и отдельно вообще не продается.
Любопытно, как по мере огласки этой истории менялась позиция чиновников. Сначала Пермское министерство образования открестилось от верещагинского дела. Неофициально там признавали, что ситуация с лицензионным ПО катастрофическая почти во всех школах края. Однако если это признать и вступиться за директора, то придется закупать лицензию для всех. Не говоря уже о компенсации Microsoft. А это – незапланированные миллионные затраты. Так, еще 26 января министр образования края Николай Карпушин заявлял, что не в силах защитить директора школы, так как "нелицензионные программы использовать нельзя".
Однако к 29 января (дата второго судебного слушания) министр радикально переменил свое мнение. Утром на экстренной пресс-конференции было объявлено, что министерство "сделает все возможное, чтобы Александр Михайлович пострадал наименьшим образом". Для чего пермский минобрнауки нанял адвоката, специализирующегося на 146-й ("пиратской") статье УК, по которой обвиняют директора. Так как новые защитники должны войти в курс дела, заседание суда было перенесено на 12 февраля.
Кроме того, Николай Карпушин пообещал оплатить установку в сепычевской школе лицензионного ПО, для чего вознамерился выделить 40 тыс. рублей. О том, что Александр Поносов месяц назад уже купил лицензионные диски, министра, очевидно, не известили. Впрочем, это не так уж важно. Гораздо интересней, что теперь все руководители пермских органов управления образованием муниципальных районов и городских округов уже получили письма "Об использовании нелицензированного программного обеспечения". И теперь краевая администрация ожидает вала заявок на лицензионные программы. "Проблемы, связанные с информатизацией системы образования, планируется решить в течение 2007 года, – цитирует Николая Карпушина "Новая газета". – Мы собираемся также использовать и зарубежный опыт программного обеспечения в сфере образования. Например, использование так называемого свободно распространяемого программного обеспечения, как, например, в лондонском Кингс-колледже и Венском техническом университете". Стоит отметить, что свободно распространяемые программы – это не только ICQ, но и, например, семейство операционных систем Linux или пакет Open Office. То есть судебный процесс в защиту прав Microsoft фактически стимулирует отказ от продукции Microsoft.
Как только дело директора школы прогремело на всю страну, Поносова наперебой кинулись спасать с самых разных сторон. Глава Роспечати Михаил Сеславинский отметил, что "вряд ли преподавателя сельской средней школы можно считать главным интеллектуальным пиратом в нашей стране. Масштабы этого явления крайне высоки, производители и распространители пиратской продукции работают на виду и без особого стеснения. А вот если начать по всей строгости закона наказывать пользователей, то в тюрьме может оказаться половина населения, включая и самих работников правоохранительных органов". Однако сам Поносов не желает, чтобы за него платило какое-либо ведомство. Ведь сам факт выплаты уже означает, что он виновен. А таковым директор себя не считает.
з0 января стало известно, что к процессу подключилась Общественная палата. Адвокат Анатолий Кучерена назвал происходящее "вопиющим случаем". Статус члена Общественной палаты не позволяет Кучерене участвовать в самом процессе, однако он намерен работать с защитниками Александра Поносова. На следующий день на защиту Поносова поднялся глава СПС Никита Белых. А вчера первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев в открытом письме попросил Билла Гейтса отозвать претензии к директору школы.
Апофеозом этой истории стала недавняя пресс-конференция Владимира Путина. Первый же вопрос президенту касался именно "дела Поносова". "Мы взяли обязательства, и политика будет направлена на защиту интеллектуальных прав в России. Но это не должно проводиться формально, – ответил глава государства. – Если это добросовестный приобретатель, хватать и не пущать – это самое простое дело, а разобраться по существу всегда сложнее. Если нужно вносить изменения в законодательство, мы подумаем над этим. Но вот так брать и хватать человека, который приобрел компьютеры, – чушь собачья".
Однако даже резкая президентская отповедь не охладила пыл пермской прокуратуры, сообщает "Коммерсант". Там намерены довести дело до конца и сдавать назад не собираются. Так что об исходе громкого дела "Поносов против Microsoft" остается только гадать.
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику
Некоторые не выдержали критику и передумали