Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Хорошо известно, что проблема взяточничества и коррупции является ключевой в деле реформирования государственных учреждений всех уровней. В общественном сознании это явление издавна представляется типично российским, хотя это и не так. Проблема универсальна и хорошо знакома на Западе, где уже давно действует отлаженная антикоррупционная система. Кроме жесткого и неотвратимого наказания эта система предотвращает появление различных "вкусностей" на уровне законодательства и подзаконных актов, лишая чиновников соблазна нарушать закон с минимумом усилий. В этом смысле конвенции ООН и Совета Европы являются базовыми документами, определяющими весь комплекс мер по борьбе с коррупцией в странах ЕС и в США. Напомним, что Конвенция ООН от 31 октября 2003 г. и конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. были ратифицированы Россией в 2006 г., и в том же году наша страна (в дни проведения саммита G8) подписала декларацию "О борьбе с коррупцией на высоком уровне".
Поскольку вопрос о коррупции в России всегда был актуален, борьба с ней велась всегда столь же интенсивно, сколь и безуспешно. С ноября 2003 г. и до сегодняшнего дня действовал Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, призванный "активными мерами пресекать злоупотребление должностными полномочиями среди чиновников". Нынешний указ ликвидирует этот совет, заменяя его межведомственной рабочей группой. До 1 августа она должна представить свои предложения по внесению в законодательство изменений, необходимых для реализации положений международных договоров по соответствующей тематике. И в том числе по созданию специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией.
Состав новой комиссии будет утвержден к 15 февраля. Впрочем, уже сейчас известно, что ее руководителем станет помощник президента Виктор Иванов – человек, входящий в самый ближний круг Владимира Путина. Выбор этой кандидатуры должен свидетельствовать о серьезности намерений навести порядок.
Самое главное в проекте – то, что, пожалуй, впервые при разработке законодательной основы борьбы с коррупцией в России собираются прибегнуть к опыту зарубежных коллег. Предыдущий комитет разрабатывал меры по пресечению взяточничества и должностных злоупотреблений практически самостоятельно, с упором на "российскую специфику". Впрочем, как признал глава комиссии Госдумы по противодействию коррупции (еще одной в этом ряду) Михаил Гришанков, результаты работы комитета оказались несущественными. И правда: коррупционные дела явно не на слуху, притом что о взяткодателях и взяточниках открыто говорят и в СМИ, и в стенах Госдумы, и в правительстве. Как заметил Гришанков, ситуация осложняется еще и тем, что "граждане уже примирились с этим явлением", а борьба с тем, что стало казаться естественным и неизбежным, становится еще более трудной.
Западная специфика борьбы с коррупцией делает упор на профилактике подобного рода правонарушений. Эти профилактические меры, которые теперь будет применять и Россия, в конвенциях прописаны довольно четко. На практике это означает, что должностные лица теперь станут отчитываться как о своих расходах, так и о доходах, включая обе составляющие для ближайших членов семьи. Что теперь после отставки чиновникам могут быть закрыты сферы деятельности, в которых он может обратить доверенные ему на госслужбе тайны в наличный капитал. Кроме того, предполагается серьезное усиление ответственности за мздоимство. А еще – сузится круг лиц, пользующихся сегодня статусом неприкосновенности.
Создание очередной группы по борьбе с коррупцией часть российских политиков оставило равнодушными. Так депутат Госдумы, член президиума Российского национального антикоррупционного комитета Борис Резник называет это "рокировкой". "Сегодня действует много общественных антикоррупционных комитетов, существуют и профессиональные комитеты по борьбе с коррупцией, поскольку, в принципе, каждое ведомство обязано этим заниматься, – пояснил депутат свою позицию. – А на самом деле коррупционность только разрастается, количество взяток увеличивается, и никакие серьезные заслоны этому не ставятся".
Ряд депутатов также высказали свои опасения по поводу непродуктивности нового проекта. По их мнению, деятельность против коррупции в данном случае грозит стать лишь новым бездействующим комплексом законов, которые никогда не будут приводиться в исполнение даже частично. Реальных же изменений ждать вряд ли придется.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт