Черное море становится Русским

На юго-востоке Европы обострилось "трубное" соперничество: несколько проектов борются за нефть, идущую через Черное море. Основная проблема заключается в том, что Европа не хочет, чтобы эти маршруты оказались под контролем России




На юго-востоке Европы обострилось "трубное" соперничество. Несколько проектов борются за нефть, идущую через Черное море, конкуренция развернулась и по поводу транзита газа через Кавказ и Балканский полуостров. Основная проблема заключается в том, что Европа не хочет, чтобы эти маршруты оказались под контролем России, однако, похоже, не сможет наполнить новые трубы без ее помощи.

Как минимум четыре проекта разработано для разгрузки турецких проливов от российской и каспийской нефти, поставляемой в Европу танкерами через Черное и Средиземное море. Два проекта предполагают строительство нефтепровода, начинающегося на побережье Болгарии, но один ведет его в Грецию, а другой – в Албанию. В принципе, первый вариант (Бургас – Александруполис) близок к оптимальному: он самый короткий (280 км) и дешевый, а кроме того, целиком проходит по территории стран-членов ЕС и потому пользуется поддержкой Еврокомиссии. Но что смущает европейцев: именно в этом проекте участвуют российские компании. Они же его и пролоббировали – после многолетних "нестыковок" российская, греческая и болгарская стороны, кажется, сдвинули дело с мертвой точки. Седьмого февраля трехсторонние переговоры, наконец, завершились полным согласием. По достигнутой договоренности, "Транснефть", "Роснефть" и "Газпром нефть" будут владеть 51% акций проекта, остальные достанутся Греции и Болгарии. И российская сторона гарантирует наполнение трубы.

Однако конкуренты не дремлют. Из того же болгарского Бургаса планируется построить другую трубу – через республику Македония в албанский порт Влера. Этот маршрут длиннее (860 км) и, соответственно, дороже. Но за ним стоят американцы, готовые, кажется, пойти на любые затраты, только бы получить контроль над нефтяными потоками на юге Европы. Американцы же лоббируют и третий проект: из румынской Констанцы через Сербию, Хорватию и Словению в итальянский порт Триест (1300 км).

Наконец, четвертый проект предполагает сооружение нефтепровода по турецкой территории: из черноморского порта Самсун в небезызвестный Джейхан (куда уже проложен нефтепровод из Баку). Турция, которая стремится стать одним из важнейших звеньев в цепочке снабжения Европы нефтью и газом, активно продвигает этот вариант. В контексте этой стратегии порт Джейхан предполагается превратить в главные западные нефтяные ворота страны (а заодно и всей Азии).

Однако у всех проектов (кроме того, в котором участвует Россия) остается проблема наполняемости трубы. Дело в том, что львиная доля нефти, транспортируемой по Черному морю, имеет российское (или дружественное казахстанское) происхождение и поступает туда через российские порты (Новороссийск, Туапсе). Грузинские терминалы в Супсе и Батуми в этом деле аутсайдеры. Их роль еще уменьшилась, когда каспийская нефть потекла в обход Черного моря по трубе Баку – Тбилиси – Джейхан.

А ведь понятно, что кто контролирует вход, тот влияет и на выход: нефть, поступающая к Черному морю через российские терминалы, покинет его только по тем трубам, которые одобряет Россия. Поэтому нефтепровод Бургас – Аликсандруполис имеет все шансы быть реализованным в первую очередь. В дальнейшем могут быть построены и другие трубы: ведь если задаться целью полностью освободить турецкие проливы от нефтяного трафика, понадобятся все четыре вышеназванных нефтепровода. Но это уж, как говорится, если деньги девать некуда.

Острое соперничество развернулось также в сфере транзита природного газа через Причерноморье. Здесь, правда, все конкурирующие проекты замыкаются на Турцию: ее никак не обойти, если нужно проложить газопровод из Каспийского региона в Европу не через Россию. До недавнего времени тут и конкуренции никакой не было: был европейский проект Nabucco, предусматривающий строительство грандиозной 3000-километровой трубы из Азербайджана через Грузию и Турцию в Грецию и далее вглубь Европы.

Однако тут не дремали уже российские конкуренты: "Газпром" вступил в борьбу "на чужой территории", то есть в Турции. Он выдвинул альтернативный европейскому проект под названием "Южно-Европейский газопровод". Его маршрут практически совпадает с Nabucco, только начинаться он будет, разумеется, не в Азербайджане, а в России. Для этого планируется проложить вторую нитку подводного газопровода "Голубой поток" из России в Турцию. В европейской части маршрута тоже есть свой нюанс: предполагается прохождение трубы по территории дружественной нам Сербии. С нею, а также с Болгарией и Венгрией, уже достигнуты предварительные договоренности. С венгерским государственным концерном MOL даже создано СП по проектированию газопровода, что крайне неодобрительно восприняли в Брюсселе.

Но в целом в конкуренции газопроводов решающим может оказаться тот же фактор, что и у нефтяных труб, - наполняемость. Для газпромовского проекта газ, конечно, найдется. А вот с Nabucco ситуация неопределенная. Когда-то давно его наполнителем планировали сделать Иран. Теперь – по понятным политическим соображениям – такой номер не пройдет. Надежды возлагаются на азербайджанский газ – месторождение Шах-Дениз, запасы которого достигают 1 мрлн кубометров. Однако на деле добываться будет не так уж много. Проектная мощность добычи на Шах-Денизе составляет всего 16 млрд кубометров в год (она будет достигнута где-то к 2012 г.), причем 6 млрд кубов из них пойдет Турции, 0,8 млрд обещано Грузии, кое-какие объемы будут нужны и самому Азербайджану. А ведь Nabucco рассчитан на перекачку 30 млрд кубометров в год – выходит, Азербайджан сможет обеспечить лишь около четверти необходимого газа. Значит, понадобится подключение к проекту других источников. Если это не Иран, то кто же? Туркмения и Казахстан. Но они расположены по другую сторону Каспийского моря. Значит, чтобы их привлечь, придется построить дополнительную трубу по дну Каспия – Транскаспийский газопровод. А это чрезвычайно дорогое и технически сложное удовольствие. Этот проект уже пытались реализовать в начале 1990-х, да не получилось. К тому же не факт, что все центральноазиатские участники проекта смогут договориться между собой.

Таким образом, европейский проект Nabucco пока висит в воздухе. Ну а Россия продолжает доминировать в черноморском трубопроводном раскладе, в энергетическом плане подтверждая старое название Черного моря – "Русское море".

Выбор читателей