Бабы, ау!

Масса узнаваемых диалогов, насыщенных поговорками, сплетнями и несчетным количеством забавных искажений слов, сближает драматургию Островского с той формой театра, которая сегодня называется документальной


ФОТО: satirikon.ru



В "Сатириконе" поставили очередной молодежный спектакль – комедию "Бальзаминов". Марина Брусникина, бывший педагог по сценической речи бывших студентов, на этот раз сделала ставку на вокальные данные актеров. Трилогия Островского о глупом, но ушлом Михайле Бальзаминове, мечтающем выгодно жениться, превратилась в концерт русской народной песни в двух отделениях. В качестве концерта она выглядит несколько затянутой – слишком много разговоров между номерами. Зато в качестве дефиле купеческих костюмов а-ля рюс, продуманных вплоть до нижнего белья, – совершенно бесподобной. Островский, увиденный как "певец самоваров и сарафанов", – это, конечно, не новость. Но как певец панталон он выступает впервые.

Цикл о Бальзаминове составляют три относительно короткие комедии: "Праздничный сон – до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай" и "За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)". В первых двух пьесах мелкому чиновнику Бальзаминову никак не везет с невестами, зато в третьей он наконец находит свое семейное счастье. Отсутствие положительных персонажей компенсируется терапевтическим действием смеха, а особенную живость тексту придает язык купеческой Москвы, который современники поначалу даже не отличали от голоса автора. Простонародную манеру письма часто приписывали самому Островскому. Но точная и сочная передача узнаваемых разговоров, насыщенных поговорками, сплетнями и несчетным количеством забавных искажений ("полихмахтер", "ладиколон", "страм", "антирес" и т.д.), сближает драматургию Островского с той формой театра, которая сегодня называется документальной. Проще говоря, хотя характеры действующих лиц и не лишены определенного гротеска, их речь совершенно естественна и аутентично певуча.


Фото: satirikon.ru

Спектакль, напомню, основан на певучести напрямую. Актеры в полном составе регулярно выходят на сцену и хором поют, в индивидуальном порядке добавляя также и элементы народных танцев (кто поддергивает плечами, кто разводит руками, кто задорно качает головой). Основной музыкальной темой становится фольклорная композиция с припевом "Ой, бяда-бяда, в огороде лябеда, а я молодешенька, сижу все одинешенька". И в плане голоса, и в плане народной пластики особенно выделяются темпераментная Марина Дровосекова (Ничкина) и утонченный Сергей Сотников (Устрашимов). Однако певучесть здесь имеет иную природу, чем певучесть текстов Островского. Вся документальность и естественность переведены в собственную противоположность – в заботливо лелеемую экзотику. Вместо легкого аутентичного простонародного языка появляется грубоватая стилизация. Почти все актеры, исключая, пожалуй, Александра Гунькина, сосредоточившегося на создании образа жизнерадостного лопуха Бальзаминова, и того же Сергея Сотникова, произнося слова, почему-то начинают кричать. Мать Бальзаминова в исполнении Эльвиры Кекеевой нередко срывается на визг, а кухарка Матрена (Марьяна Спивак) доходит до хрипоты. Именно поэтому разговоры персонажей бывает довольно затруднительно, а порой и физически невозможно, слушать. Другое дело песни. Как говорит одна, не появившаяся, правда, в спектакле героиня "За чем пойдешь...": "И музыка! Ах, как это весело! А здесь-то какая тоска!". Конечно, эта веселость наигранна и гротескно фольклорна, зато все делом заняты.

Надо отдать должное, сказочная линия, вытащенная из трилогии о Бальзаминове, выдержана во всем. Логика сюжета заметно упрощена; наибольшему сокращению подверглась третья часть, из которой история про богатых сестер исчезла вовсе. Зато большое место в спектакле отдано снам. Оба действия начинаются с отчетливого мужского храпа, подробно сыграны сцены снов-видений, а в финале звучит колыбельная. И сама невеста, которая ищет мужа в качестве лекарства от тоски, кажется героиней сна. В свадебном платье с юбкой, занимающей полсцены, а позже на роликах и в многометровой фате, она словно является воплощением мечты простодушного Бальзаминова. Место действия из бедной комнатки чиновника и его матери и из богатых купеческих гостиных скучающих невест перенесено в некий сад-огород (сценография Бориса Валуева). Вдалеке видна ограда, за ней – небо, загорающееся разными цветами. На зеленом ковре травы расставлена деревянная мебель, брошены корзины с яблоками. Слышно, как поют птицы, жужжат насекомые. Но самые яркие сказочные впечатления остаются все же от костюмов (художник Мария Данилова). Закрадывается даже мысль, что именно они, а не песни или придуманные Островским персонажи или, уж тем более, смех, являются главными действующими лицами. Деталями купеческой униформы со складками, рюшечками и оборками можно любоваться бесконечно. Точно так же, как и стилизованным старомодным бельем, которое охотно демонстрируют героини, ежеминутно стаскивая с себя платья от жары, из кокетства или просто от скуки. На программке, кстати, костюмы приведены – будет, что вспомнить. А сам спектакль, как и концерт, – посмотрел и забыл, только мелодия в голове крутится: "Ой, бяда-бяда, в огороде лябеда..."

Выбор читателей