Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: satirikon.ru |
Цикл о Бальзаминове составляют три относительно короткие комедии: "Праздничный сон – до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай" и "За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)". В первых двух пьесах мелкому чиновнику Бальзаминову никак не везет с невестами, зато в третьей он наконец находит свое семейное счастье. Отсутствие положительных персонажей компенсируется терапевтическим действием смеха, а особенную живость тексту придает язык купеческой Москвы, который современники поначалу даже не отличали от голоса автора. Простонародную манеру письма часто приписывали самому Островскому. Но точная и сочная передача узнаваемых разговоров, насыщенных поговорками, сплетнями и несчетным количеством забавных искажений ("полихмахтер", "ладиколон", "страм", "антирес" и т.д.), сближает драматургию Островского с той формой театра, которая сегодня называется документальной. Проще говоря, хотя характеры действующих лиц и не лишены определенного гротеска, их речь совершенно естественна и аутентично певуча.
Фото: satirikon.ru |
Надо отдать должное, сказочная линия, вытащенная из трилогии о Бальзаминове, выдержана во всем. Логика сюжета заметно упрощена; наибольшему сокращению подверглась третья часть, из которой история про богатых сестер исчезла вовсе. Зато большое место в спектакле отдано снам. Оба действия начинаются с отчетливого мужского храпа, подробно сыграны сцены снов-видений, а в финале звучит колыбельная. И сама невеста, которая ищет мужа в качестве лекарства от тоски, кажется героиней сна. В свадебном платье с юбкой, занимающей полсцены, а позже на роликах и в многометровой фате, она словно является воплощением мечты простодушного Бальзаминова. Место действия из бедной комнатки чиновника и его матери и из богатых купеческих гостиных скучающих невест перенесено в некий сад-огород (сценография Бориса Валуева). Вдалеке видна ограда, за ней – небо, загорающееся разными цветами. На зеленом ковре травы расставлена деревянная мебель, брошены корзины с яблоками. Слышно, как поют птицы, жужжат насекомые. Но самые яркие сказочные впечатления остаются все же от костюмов (художник Мария Данилова). Закрадывается даже мысль, что именно они, а не песни или придуманные Островским персонажи или, уж тем более, смех, являются главными действующими лицами. Деталями купеческой униформы со складками, рюшечками и оборками можно любоваться бесконечно. Точно так же, как и стилизованным старомодным бельем, которое охотно демонстрируют героини, ежеминутно стаскивая с себя платья от жары, из кокетства или просто от скуки. На программке, кстати, костюмы приведены – будет, что вспомнить. А сам спектакль, как и концерт, – посмотрел и забыл, только мелодия в голове крутится: "Ой, бяда-бяда, в огороде лябеда..."
Не обращать на это внимание уже невозможно