"Арктическая война" уже в разгаре

Норвежцы увидели будущую угрозу в России, тогда как на самом деле "арктическая война" уже идет. В борьбу за собственные экономические интересы вступают китайцы и американцы




Институт оборонных исследований Норвегии выпустил аналитический доклад, в котором говорится о возможности военного нападения на Норвегию со стороны России. Речь в докладе идет не о полномасштабной войне, а "об ограниченных военных акциях". Авторы доклада отмечают ухудшение российско-норвежских отношений и обвиняют Россию в незаконной ловле рыбы в норвежских водах.

Опубликованные в газете "Афтенпостен" положения доклада, по уверениям источников в военном ведомстве Норвегии, являются не официальной позицией страны, а всего лишь журналистской интерпретацией. Однако факт налицо: институт, консультирующий целую страну по оборонной политике, отмечает наличие потенциальной угрозы.

Есть основания предполагать, что действительная причина напряженности в отношениях между двумя странами кроется в борьбе за нефтегазовые ресурсы Баренцева моря. Между Россией и Норвегией остается неурегулированный спор, касающийся территориального размежевания. Спорная полоса лежит между островами Шпицберген и Новая Земля, и, по оценкам, в этой зоне сосредоточено запасов нефти и газа до 12 млрд т нефтяного эквивалента. Это больше всех запасов норвежского сектора Баренцева моря.

Даже если норвежские эксперты погорячились с возможностью нападения России на их страну, то другая, экономическая, война в Северном Ледовитом океане уже идет. Заинтересованные стороны – США и Китай. Обе страны испытывают значительный энергодефицит и ищут новые источники для пополнения собственной сырьевой базы. Именно поэтому Китайская национальная нефтегазовая корпорация прилагает самые активные усилия для того, чтобы принять участие в совместных проектах по освоению месторождений на континентальном шельфе. То же самое можно сказать и об американских энергетических концернах.

По некоторым оценкам, на российском Севере сосредоточено до 25% всех мировых запасов нефти и газа, примерно 100 млрд т условного топлива. Это северный аналог Персидского залива, но с той разницей, что помимо углеводородов в нашей части Арктики находятся месторождения никеля, меди, вольфрама, платиноидов, ртути, золота, серебра, алмазов, марганцевых, хромитовых и титановых руд.

В условиях, когда население большинства северных регионов сокращается на 10-15% в год, а российский бизнес не имеет никаких стимулов осваивать полярные ресурсы, зона становится крайне заманчивой для американцев и китайцев, составляющих, по некоторым оценкам, до 10% населения Дальнего Востока. И многие из них заявляют прямо, что хотят осваивать не только Дальний Восток, но и более северные территории.

Выбор читателей