Спецслужбы не смогут добыть компромат в ЖЖ

В условиях государственной пропаганды и недостатка независимых СМИ Россию охватывает блогомания. Однако российские пользователи не уверены в том, что их частная жизнь таковой и останется




Создатели проекта Livejournal ("Живой Журнал", или ЖЖ) получили большое количество писем от проживающих в Америке русскоязычных пользователей Интернета, ошибочно посчитавших, что он продан полностью. Поводом для такой реакции послужила сделка между владельцем ЖЖ Брэдом Фицпатриком и компанией "СУП-Фабрик", которую ряд наблюдателей счел примером сокращения пространства свободы слова в России. Самые большие проблемы возникли с некоммерческой Electronic Frontier Foundation, занимающейся защитой цифровых прав и права на частную жизнь. Создателям "Живого Журнала" пришлось долго успокаивать представителей этой организации, объясняя, что вся база о пользователях остается в США и никому не продается.

На самом деле, как объяснил Брэд Фицпатрик в интервью журналу The New Times, речь идет не о покупке русскоязычной части LiveJournal, а лишь о приобретении компанией "СУП" права на обслуживание его русского сегмента. "СУП" купил права с чисто коммерческой целью и надеется до конца 2007 г. утроить число посетителей и персональных страниц. Поэтому российские пользователи могут не переживать. IP-адреса, адреса электронных почт и тому подобные данные до сих пор хранятся в американской базе данных в центральном офисе в Сан-Франциско, и компания "СУП-Фабрик", отвечающая за обслуживание кириллического сектора ЖЖ, доступа к ним не имеет. Так что предоставить эти адреса кому-либо в каких-либо целях (российская) компания не может: у нее их просто нет. Это значит, что сотрудники "СУП" не имеют доступа к закрытой информации. Впрочем, у них нет ни малейшего желания его иметь, потому что они понимают: если блоггеры будут знать, что кто-то может ознакомиться ко всей закрытой информации, то просто перестанут доверять обслуживающей компании. В этом смысле "СУП" очень заботлив и аккуратен.

В условиях государственной пропаганды блоги взяли на себя роль, которую играли в советскую эпоху "кухни": они стали последним убежищем, где можно свободно переделывать мир, отмечают либералы. Поэтому следующий вопрос, волновавший пользователей ЖЖ, касался возможности спецслужб обращаться к "СУП" за информацией о том или ином пользователе. Формально, конечно, такое возможно, но от "СУП" они ничего не дождутся, так как, согласно контракту, российские партнеры просто занимаются маркетингом. Их задача сводится к тому, чтобы раскручивать ЖЖ в России, например, переводить сайт на русский язык, вводить и использовать SMS и WAP-услуги в сегменте ЖЖ.

"Живой Журнал" – это все-таки дневник, хоть и сетевой, однако он все чаще используется в политических целях. По словам Брэда Фицпатрика, в российском ЖЖ это встречается не в пример чаще, чем в США, где люди в основном пишут о своей личной жизни, хобби и интересах. Не редкость в российских блогах и черный пиар. Так, например, накануне выборов в 2005 г. одна из партий платила деньги популярным авторам, чтобы они в своих блогах рекламировали интернет-адрес, специально созданный этой партией под выборы. Фицпатрика это ничуть не удручает – напротив, он находит это забавным: "В принципе любой пользователь может писать, о чем ему интересно. Мы можем закрыть только те блоги, в которых есть что-то незаконное".

Выбор читателей