Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Чтобы понять, как может выглядеть предстоящая думская избирательная кампания, мы решили изучить стратегию партии, которая подошла к избирательному процессу максимально нестандартно. После краткого анализа предвыборных стратегий предметом изучения стал Союз правых сил.
Оригинальность стратегии правых бросается в глаза уже при ознакомлении с их программой, в которой на смену привычной праволиберальной идеологии пришел левацкий популизм. Партия Гайдара и Чубайса идет на выборы с лозунгами, достойными пера Зюганова: пенсии обещают повысить в два с половиной раза, зарплаты бюджетникам – в четыре раза. Откуда возьмутся на все это деньги, в программе не объясняется. Достаточно произнести магическое заклинание "достройка капитализма", а в роли доброго волшебника выступает лично Никита Белых – "человек совести", и "объединитель", как следует из агитационных материалов СПС. Цель партии на этих выборах состоит не в том, чтобы рационально объяснить программу традиционному избирателю, а в том, чтобы попытаться "окучить" новый для себя электорат, прежде всего – пенсионеров и нищих бюджетников.
Проведенный анализ предвыборной деятельности СПС показывает, что "электоральная стратегия" партии базируется на трех китах. Первый, как мы уже убедились, – это радикальный популизм. В ходе выборов в Московской области лозунги партии стали настолько радикальны, что избирком вынужден был вынести Союзу правых сил предупреждение "о недопустимости изготовления и распространения агитационных материалов, допускающих злоупотребление свободой массовой информации", поскольку продукция партии "возбуждает социальную ненависть и вражду".
В левых радикалов либералы превратились с появлением в Союзе правых сил политтехнолога Антона Бакова, известного своей любовью к рискованной игре. Большую политическую карьеру автор избирательной программы СПС "Достройка" начал в 1993 г. с того, что помогал губернатору Свердловской области Росселю создавать Уральскую республику. Затем он сам создал движение "Май", стремившееся собрать вокруг себя левый электорат, в первую очередь, наиболее дисциплинированную его часть – пенсионеров. Успешная раскрутка этого движения позволила Бакову достаточно долго бороться с губернатором Росселем за власть в регионе. Затем последовало избрание в Госдуму, где политтехнолог и находился до 2003 года. А потом началось его сотрудничество с СПС.
Второй составляющей стратегии СПС является обязательное сотрудничество с властями. Баков, вероятно, помнит, что особенно успешными избирательные кампании, которыми он руководил, были в тех случаях, когда ему благоволили местные власти. В частности, в "свердловский" период его активности это были попеременно губернатор области Эдуард Россель и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. По привычке заявляя о своей оппозиционности, политтехнолог одновременно не забывает договариваться с местными руководителями, как это было в Пермском крае, откуда родом Никита Белых, и как это, судя по всему, происходит в Московской области. В обмен на политическую лояльность СПС региональные деятели должны сделать совсем немногое: закрыть глаза на некоторые "незначительные" нарушения, в законодательстве квалифицирующиеся всего-навсего как "подкуп избирателей". Причем речь идет не о банальной раздаче колбасы и водки.
Завязан этот прием на агитаторах, которые должны не только нужным образом обработать население, но еще и гарантировать явку на избирательный участок, как это было в советское время. Судя по результатам изучения поведения СПС в Московской области и в других регионах, схема работы избирательного штаба выглядит следующим образом. Собранные со всей России политтехнологи слетаются в регион, где проходят выборы, делят его на сектора и создают в каждом отдельный штаб. После этого происходит набор агитаторов из числа местного населения из расчета приблизительно три - четыре пропагандиста на две тыс. жителей, имеющих право голоса. Работа идет по классическому принципу "от двери к двери", то есть упор делается на личное общение с агитируемыми. Таким образом СПС стремится "окучить" прежде всего избирателей пенсионного возраста и бюджетников. Казалось бы, ничего криминального. Однако в действительности все сложнее. В противоречие с законом агитаторы от СПС входят после того, как вступают со своими нанимателями в "товарно-денежные отношения". Товаром являются голоса избирателей, ну а деньгами – хорошо знакомые всем российские рубли.
Система оплаты труда в СПС следующая: в ходе избирательной кампании за каждую неделю агитатор получает по 800 руб., а по окончанию работы – еще дополнительно три тысячи. Кроме того, для него существуют так называемые "бонусы". Сорок голосов, отданных за СПС на участке данного конкретного агитатора, принимаются за ноль, а все последующие голоса оплачиваются (в зависимости от важности участка) от 50 до 100 руб. за один голос. Контракт, конечно, кровью подписывать никто не заставляет, но агитаторы и рядовые сотрудники штабов, возможно, сами того не зная, грубейшим образом нарушают закон.
Дело в том, что такая форма оплаты их труда прямо запрещена не только законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", но и законом "О выборах депутатов Московской областной думы". Оба эти закона квалифицируют ее как подкуп избирателей. Если быть точным, правонарушение описано так: "производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу (сбор подписей) в зависимости от итогов голосования, или обещать произвести такое вознаграждение".
В пресс-службе СПС предпочитают вопросы о технологиях сетевого маркетинга не комментировать, вежливо предлагая обращаться к самому Антону Бакову. В неофициальных беседах опрошенные люди из СПС подобные схемы тоже отрицают и уверяют, что агитаторы работают "за убеждения" и никаких бонусов не получают. Чтобы проверить, так ли это, знакомый автора этих строк с диктофоном в кармане отправился устраиваться агитатором в СПС. Приведем несколько цитат из инструктажа будущего агитатора его нанимателями. С первых же слов ему предлагают нарушить закон, запрещающий агитировать в день выборов. Девушка-наниматель заявляет: "До 11 марта включительно вы должны агитировать людей голосовать за нашу партию, партия наша – СПС". Однако это еще не все. В ходе дальнейшего разговора она сообщает будущему агитатору: "Оплата у нас будет проходить еженедельно. Недельку отработали – сдали отчет. Мы смотрим, сколько там прошли, сколько там плюсов-минусов и выплачиваем вам зарплату, аванс вернее, 700 рублей". А затем отвечает на его уточняющий вопрос: "Да, но по итогам голосования, то есть после выборов, там идет бонусная система. То есть, если вы приводите 50 человек, вам начисляется 50 рублей за голос. По итогам голосования голоса делятся на всех членов, вот и уже начисляются бонусы".
Похоже, единственное, что осталось у партии Чубайса от старого либерального облика, – это солидный бюджет, который, вероятно, и позволяет оплачивать разнообразные "бонусы". Обидно, что весь накопленный опыт предвыборной борьбы, опыт завоевания собственного электората деформировался в попытки заполучить места в органах власти любым путем. Это уже не политика, а просто бизнес. И в этом смысле СПС практически ничем не отличается от многих партий, не задумывающихся о том, чьи интересы они представляют, насколько выполнимы их обещания, насколько они независимы в принятии решений. Ценно только количество мандатов, все остальное – ерунда, прокатит.
Остается узнать, простят ли избиратели правым все эти предвыборные шалости. Ведь очевидно, что прежний электорат Союза правых сил на популистские заявления не купится, а значит, будет потерян. В свою очередь, новые избиратели, на которых партия делает ставку как в ходе региональных выборов, так и в свете предстоящей думской кампании, если даже и будут на время привлечены посулами, с легкостью отхлынут при удобном случае к тем, кто пообещает повысить пенсию не в два с половиной раза, как обещал СПС, а раз в пять - шесть.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету