Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Однако совет директоров EADS отложил обсуждение программы. Не то чтобы она не понравилась. Попросту не было политического "благословения" на такие меры. Ведь не секрет, что все, касающееся концерна, – это не просто экономика, это политика. А точнее, это взаимоотношения двух крупнейших европейских держав – Франции и Германии, - которые и являются главными акционерами EADS. Поначалу не было консенсуса на высоком политическом уровне: каждая сторона боялась, что сокращение рабочих мест затронет ее в большей степени, чем другую. Министр экономики ФРГ Михаэль Глос даже пригрозил лишить EADS оборонных заказов, если концерн сократит рабочие места в Германии (хотя эта угроза прозвучала довольно странно, учитывая отсутствие у ФРГ реальных альтернатив по этой части, за исключением разве что американских конкурентов). Впрочем, в ходе недавней встречи президент Жак Ширак и канцлер Ангела Меркель вроде бы договорились: всю нагрузку, связанную с реструктуризацией Airbus распределять "по справедливости".
Однако в руководстве концерна разногласия отнюдь не преодолены. Там идут "бодания" на тему распределения заказов, связанных с производством нового перспективного лайнера А-350XWB. Эта тема самым непосредственным образом связана и с сокращением рабочих мест: кому достанутся новые заказы, тех меньше сократят. А надо заметить, что француз Галуа разработал свою программу "Power 8" без согласования с немецким сопредседателем концерна Томасом Эндерсом. Не удивительно, что она получилась не очень-то справедливой в отношении ФРГ. По информации немецкого журнала Focus, план Галуа предусматривал, что фюзеляжи, кабины и электроника для A-350 будут производиться во Франции, системы управления и навигации – в Испании, крылья – в Великобритании. Ну, а "немецким заводам достались только монтаж сидений и изготовление туалетных кабин", - цитирует Focus слова одного из участников заседания совета директоров EADS. Одним словом, Франция и Германия на деле далеки от взаимопонимания.
Кроме того, свое слово уже сказали и потенциальные жертвы оздоровления концерна. По Германии и Франции прокатилась волна мощных демонстраций трудовых коллективов производственных мощностей Airbus, которые, разумеется, не согласны с программой "Power 8"...
И вот, в эту европейскую "аэрополитическую" кухню недавно влезла Россия. Прошлым летом наш ВТБ скупил порядка 5% акций EADS. От чего европейцы, уже напуганные энергетической экспансией России, всерьез забеспокоились о своей аэрокосмической компании. До сих пор российскому руководству приходится их успокаивать. Недавно Владимир Путин, встретившись с французскими министрами иностранных дел и обороны (буквально в аэропорту) в очередной раз повторил: "Это приобретение не является недружественным шагом поглощения. Мы готовы к конструктивному сотрудничеству и хотели бы, чтобы на уровне компаний была достигнута договоренность". То есть Москва хочет договориться о дальнейшем сотрудничестве и сближении аэрокосмических отраслей России и Европы. "Если договоренность достигнута не будет, финансовые учреждения будут работать с ценными бумагами на рынке акций. Но содержательное сотрудничество было бы полезным как для российских производителей, так и для европейских партнеров", - подчеркнул президент.
Характерно, что не только Россия проявляет интерес к EADS. Недавно Инвестиционный фонд Катара (Qatar Investment Authority) объявил, что рассматривает возможность приобретения до 10% акций европейского концерна. Об этом сообщил агентству Bloomberg глава фонда шейх Хамад бен Джасим бен Джабер аль-Тани. Он сказал, что фонд уже провел предварительные переговоры с представителями EADS. "Если мы решим, что стоимость адекватна, мы можем купить до 10%", - сказал аль-Тани, отказавшись при этом назвать цену, которую Qatar Investment готов заплатить за акции. Но если учесть, что ВТБ выложил за вдвое меньший пакет акций EADS около €1 млрд, то можно предположить, что в данном случае речь идет о сумме порядка €2 миллиардов. Всего же под управлением катарского фонда, по оценке Pacific Investment Management, в середине прошлого года находились активы на сумму $40 миллиардов.
Чем же обусловлен повышенный интерес к европейской компании, дела которой идут не слишком-то хорошо? Видимо, именно этим обстоятельством. По словам катарского шейха, интерес Qatar Investment Authority к EADS вызван тем, что после нескольких лет снижения акции концерна недооценены. И действительно: в прошлом году акции EADS упали на 18%, в начале нынешнего – еще на 3,8% (Boeing за эти периоды подорожал соответственно на 26% и 2,4%). Конечно, европейский авиаконцерн сейчас остро нуждается в деньгах: для покрытия убытков от А-380 и финансирования программы по А-350. А Катар не только предлагает EADS эти деньги, но и выступает одним из крупнейших заказчиков новых европейских лайнеров.
И все же есть разница между катарскими и российскими инвестициями в EADS. Если первые носят чисто ростовщический характер (купить подешевле, чтобы затем продать подороже), то Россия предлагает Европе нечто большее. Она говорит о партнерстве аэрокосмических отраслей, которое может выразиться во взаимном приобретении акций EADS и российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). За обменом акциями должны последовать обмен технологиями и совместные проекты. Но, похоже, что европейцы к такому "взаимопроникновению" не готовы. По крайней мере, они и слышать не хотят о допуске российской стороны к вопросам управления EADS. А в ответ на далеко идущее предложение Владимира Путина на упомянутой встрече в аэропорту министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази всего лишь попытался "впарить" России аэробусы А-350...
Ситуация вокруг российской газовой магистрали остается тревожной
Политик уверяет, что украинский президент уже решил вопрос о членстве страны в ЕС