Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Существенное отличие от биеннале двухлетней давности, когда основной проект был единым и коллективным, - в большей кураторской специализации. Восемь кураторов (Даниель Бирнбаум, Иосиф Бакштейн, Ярослава Бубнова, Николя Буррио, Гуннар Кваран, Роза Мартинес, Ханс-Ульрих Обрист и Фулия Эрдемчи) отвечают теперь только за свой участок работы на поле современного искусства. Впрочем, это организационное отличие не так сильно бросается в глаза, как другое. Если прошлая биеннале, при всей очевидной дальности искусства от народа, была повернута к этому самому народу передом, то сейчас она повернулась задом. Исключительно в географическом смысле. Основная экспозиция I Московской биеннале располагалась в бывшем Музее Ленина и Музее архитектуры им. Щусева – центральных музеях, имеющих прошлое (спорное) и историю (очевидную).
Нынешний основной проект обосновался на задворках – истории, времени и большого бизнеса. Чтобы попасть в служебное неотремонтированное помещение ЦУМа на четвертом этаже, нужно пройти сквозь ряды бесстрастно висящей одежды. Чтобы оказаться внутри даже приблизительно не достроенной башни "Федерация" комплекса Москва-Сити – пережить драматическое приключение, пробравшись через вовсю функционирующую стройку. Впрочем, не стоит расстраиваться. Задворки - это не от безысходности, это, если кто не понял, - часть высокой концепции.
Когда-то, почти в доисторические времена, существовало высокое искусство. По сведениям надежных источников, оно вымерло, и его место заняла высокая концепция. Причем, чем она выше, чем более сложно и туманно формулируется, тем считается более надежной. Взять, например, тему основного проекта – "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". Ну и что, что непонятно, это же не кулинарная книга. Зато актуально, как утверждает Иосиф Бакштейн. Не очень, правда, ясно, для кого актуально, но не будем придираться к мелочам. Сейчас не модно, чтобы тема была метафорой (типа, "Ангелы истории"), сейчас модно, чтобы конкретно. Произведения, рассматриваемые как "Примечания, заметки, которые искусство способно оставлять на полях макроэкономических битв", - это конкретно.
Названия пяти выставок тоже очень конкретны. "США: Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия", "Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма" (о статусе современного искусства), "После всего" (о ближайшем будущем), "История в настоящем времени" (об идентичности восточных европейцев) и "Фонд ноль, или Ледяная вода эгоистических подсчетов" (о капитализме). Темы есть, сопровождающие тексты имеются, кроме того, в башне, видимо, чтобы исключить немодную метафоричность, к работам прилагаются аннотации. Так, инсталляцию Елены Немковой - сочетание частей тела мамонта с супрематическими фигурами - сопровождает следующий (характерный) текст: "Соразмерность одновременно местному и глобальному масштабу – то, к чему стремится Елена Немкова. Ее работы – результат пристального отслеживания процессов изменения жизни как в глобальном плане, так и в мелочах. Типичным примером этого является скульптурный объект "Невероятные усилия по преодолению теории катастроф", в котором интерес представляют именно внезапные и драматические изменения под влиянием, например, неожиданной смены социального поведения или геополитики, связанные с изменением ландшафта или окружающей среды". На долю арт-объектов остается немногое: не провалить возложенную на них высоким словом миссию.
Но во время посещения экспозиции возникает неожиданное чувство недоумения. Тексты оказываются совершенно не связанными с представленными работами. Большинство видеопроизведений молодых американских художников в ЦУМе хочется промотать на быстрой скорости. За исключением, пожалуй, сюрреалистического видео Микки Роттенберг "Тесто" про женщин, бесконечно занятых бессмысленной работой. Но его можно и не найти в закутке.
Выставки в башне более любопытны. Но и в ней живопись, фотографии, видео и инсталляции находится в информационном, контекстуальном вакууме. Что это, про что, для кого? Потрясающе красивая фарфоровая скульптура Лю Цзяньхуа (Китай) – тянущиеся по стене очертания города, собранного из повседневных предметов. Перформанс Недко Солакова (Болгария) "Жизнь (черное и белое)", в котором два маляра, двигаясь по кругу, перекрашивают зал один в черный, другой в белый цвет. Комната Донны Онг (Сингапур) "Тайна, интерьеры: куколки", воссоздающая таинственную лабораторию. Но эти работы выглядят лишь примечаниями в книге, у которой оторвалась обложка и первые страницы введения.
Символичной, вопреки всякой моде, выглядит видеоинсталляция, созданная на основе прошедшей философской конференции "Создавая мыслящие миры". Восемь докладчиков в отгороженных комнатках бубнят себе под нос про политику, эстетику и глобализм. А реальность, как и положено в философии, вся ушла в примечания. В философском трактате под названием "II Московская биеннале", несмотря на богатый иллюстративный материал, ситуация та же. Наверное, к ней стоит отнестись по-философски.
Преступления удалось предотвратить