Милошевич: сербы не пошли на эшафот

Брат последнего президента Югославии Борислав Милошевич в эксклюзивном интервью "Yтру" дал оценку так называемому "плану Ахтисаари", переговоры по которому в Вене завершились полным провалом




Интервью с братом последнего президента Югославии началось с неудобной для журналистов темы: Борислав Милошевич посетовал на то, что СМИ в России называют "южным сербским краем Косово", а албанцев – "косоварами". "Это албанские названия. Сербы так не говорят. Правильно говорить: "косовцы". Конституционное, правильное название края – Косово и Метохия. Его дословный перевод – "Поле дроздов и Монастырская земля". "Метох", или "метоха" – слово греческое, обозначает землю, принадлежащую православной церкви, – разъяснил Милошевич. – Албанцы эту территорию называют "Дукаджин", а их название Косова является албанизированным сербским топонимом".

"Yтро": Переговоры в Вене зашли в тупик. Как вы оцениваете навязываемый Белграду план Ахтисаари, согласно которому под видом автономии край фактически получает все атрибуты независимости?

Борислав Милошевич: Надо называть вещи своими именами: план Ахтисаари, в том числе и "поправленный", по которому в субботу шли переговоры в Вене, по сути является планом обустройства нового албанского государства на пятнадцати процентах государственной территории Сербии и передачи ее албанскому национальному меньшинству. Этот документ не "прокладывает дорогу" и не представляет собой "компромиссную" основу решения статуса края, как говорят иные "независимые" аналитики, а является настоящим приговором, ультиматумом об отнятии у сербов Косова и Метохии. Это попытка грубого нарушения Устава ООН, Заключительного акта европейской Конференции по безопасности и сотрудничеству, принятого в Хельсинки в 1975 г., и других документов. За словоблудием о "конструктивных" и "нейтральных" предложениях налицо попытка разрушения конституционного порядка Сербии, ее суверенитета и территориальной целостности. Поэтому переговоры в Вене между Белградом и Приштиной 10 марта сего года провалились. Там практически и не было никаких переговоров, и это ожидалось.

Албанцы в Космете являются национальным меньшинством, что бы ни говорили о 90% албанского населения там. Сербы – государствообразующий народ, который на своей земле не может быть меньшинством. Но в СМИ упорно записывают сербов в меньшинство на территории, где они имеют одну из самых старых государственностей в Европе, где родилась их духовность.

Еще одним камнем, которым западная пропаганда швыряет в Белград, является право на самоопределение. Кто бы спорил с ним, но существует одна принципиальная "деталь", в корне меняющая все: по всем законам и правилам, по Уставу ООН и другим международным документам, право на самоопределение имеет народ, а не нацменьшинство. Национальное меньшинство может свободно выбирать свои органы и беспрепятственно осуществлять этническую, культурную, языковую, религиозную идентичность, то есть, имеет право на автономию. Но автономия не может вступать в международные организации, иметь свою армию и т.д. План Ахтисаари албанцам все это предоставляет. Албанское сепаратистское движение Косова и Метохии требует создания именно суверенного и независимого государства Косово.

Западные политики и публицисты, да и наши подхалимы и марионетки пытались писать о том, что Слободан Милошевич "потерял" Косово и Метохию. Это не так. После того как было подписано соглашение "Милошевич - Ахтисаари - Черномырдин", в начале июня 1999 г. СБ ООН на его основе принял резолюцию №1244. В ней гарантируется территориальная целостность Югославии, предусмотрено наличие в Косове и Метохии контингентов войск, таможни и полиции Югославии. Значит, Милошевичу "международное сообщество" предоставило в 1999 г. то, что сегодня Белграду не дает. Эта резолюция СБ ООН была принята на основе договора с Югославией, правопреемницей которой является Сербия. На этой основе никак нельзя от Сербии отнять ее южный край, который принадлежит ей по всем международным договорам уже целый век. Пусть и теперь, если хотят установить что-то новое, сначала подпишут договор с Сербией, а потом принимают новые документы. Что касается нацменьшинств, повторю: в Косове и Метохии сербы – народ, а остальные, проживающие там, – нацменьшинства, народности, этнические группы. Нынешняя немногочисленность сербов в крае – результат многолетнего нарушения законов и норм международного права, действий великих держав, использовавших албанский сепаратизм и терроризм в своих геополитических целях. Только после агрессии НАТО против Югославии из края было изгнано больше 250 тыс. сербов, а весной 2004 г. их "дочищали".

Сегодня невооруженным глазом всем видно, что агрессия НАТО против Югославии в 1999 г. не была мотивирована никакими демократическими и гуманитарными соображениями, а преследовала цели завоевания, установления военных баз на сербской земле, осуществления своих геополитических задач – расширения НАТО на восток и юго-восток. И теперь западные державы поддерживают отнятие от Сербии 15% ее территории в интересах одного сепаратистского и шовинистического проекта и программу создания нового албанского, антисербского государства, с неизбежными в будущем территориальными претензиями и к другим частям Сербии. Это факты.

Ахтисаари предлагает албанцам государство, а сербам дает "обещания", что все гарантии соблюдения их прав, уже данные Совбезом ООН, будут непременно исполнены, как только силы по защите безопасности КФОР и ЮНМИК (администрация ООН) уйдут из Косова и Метохии, а власть в свои руки возьмут "демократические институты независимого Косова". Какая жертва албанцев, и какая награда сербам за 15% их территории! По плану Ахтисаари, сербам с улыбкой добровольно предлагают шествовать на плаху.

Словом, план Ахтисаари неприемлем для Сербии. По-моему, немыслимо, чтобы Сербия вообще могла вести переговоры о независимости части своей территории. А если этот или подобный план будет Белграду навязан, это станет новым фактором нестабильности в регионе, потому что такое "решение" будет нести в себе конфликт, и он не может рано или поздно не разразиться.

"Y": Президент Сербии Борис Тадич заявил, что "Косово является колыбелью сербского народа, и албанцы не имеют морального права претендовать на суверенитет с изгнанием из региона сербов". Неужели это всего лишь слова?

Б.М.: Я не занимаюсь гаданием. Господин Тадич – ответственный человек, президент, он должен думать собственной головой и в интересах нашего народа и государства. Я считаю, что патриотические, национальные и вообще здравомыслящие силы Сербии имеют достаточный вес для того, чтобы не допустить отторжения Косова и Метохии.

США, Великобритания и еще некоторые страны НАТО утверждают, что решение по Косову и Метохии является не прецедентом, а "уникальным" случаем. Но такая постановка вопроса неверна. Это будет прецедентом колоссальных размеров, независимо от интересов, желаний и заявлений каких-либо стран. Американцы же привычно манипулируют принципами. В случаях, если сепаратизм где-либо их устраивает, его поддерживают, используя сепаратистские, воинствующие силы и терроризм как инструмент для достижения своих целей. Но те же американцы будут душить самоопределение, когда это не в их интересах. Двойные стандарты давно превратились в инструмент политики США и некоторых других держав.

"Y": Если США и ЕС, уговаривая Белград принять план Ахтисаари, потеряют терпение, чего стоит ожидать?

Б.М.: Во-первых, вопрос по Косову так скоро не решится. Во-вторых, чтобы это решение было приемлемым для Сербии и отвечало интересам мира, стабильности и развития региона, нужно одно ключевое изменение – вставить в план Ахтисаари, что Косово и Метохия является автономным краем Сербии с самой широкой автономией. Как и записано в нашей конституции. А остальные – не статусные вопросы, включая организационные и технические – можно согласовать довольно легко.

Позиция Сербии сильна еще и тем, что Владимир Путин уже несколько раз, в том числе в своей речи в Мюнхене, заявлял о том, что Россия не поддержит предложение, с которым не согласна сербская сторона. Это однозначно дали понять и в МИД РФ. Я уверен, что Совбез ООН не грабит чужие территории и не может сделать этого.

"Y": Вы оптимистично настроены по поводу судьбы края?

Б.М.: Пессимизм и оптимизм – категории эмоциональные. Я за то, чтобы и с эмоциями, и без них отстаивать государственные интересы Сербии до конца. А если так называемым "международным сообществом" будут навязаны решения в ущерб государственных интересов Сербии и ее народа, то это решение никогда не будет стабильным. Это всегда будет тлеющим очагом конфликта и нестабильности всего региона. И если не сейчас, то через 20 - 50 лет это приведет к новой крови. Сербы и албанцы должны жить в Косове и Метохии вместе. Если на основе плана Ахтисаари это нельзя обеспечить, надо искать другой путь. Надеюсь, что Белград запустит свой собственный план решения статуса Косова и Метохии, исходя из того, что записано в преамбуле недавно принятой Конституции Сербии, а именно, что "Край Косово и Метохия - составная часть территории Сербии", что он "имеет положение существенной автономии в рамках суверенного государства Сербии".

"Y": Спасибо за беседу.

Фото автора

Выбор читателей