Пир духа на похоронах демократии

Искусство соц-арта, благополучно загнивающее и щеголяющее салонным лоском в демократические 1990-е, неожиданно вспыхивает новым идеологическим пламенем в работах последних двух - трех лет


ФОТО: museum.ru



Залы Государственной Третьяковской галереи оказались лакомым кусочком как для самых почетных участников Второй Московской биеннале современного искусства, так и для свободных кураторов. А непосредственно у сотрудников Третьяковки появилась возможность принять участие в альтернативном арт-мероприятии. В результате коллектив галереи во главе с Андреем Ерофеевым, призвав на помощь китайского куратора Син Донь Ченя, разродился выставкой "Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае". Соц-арт придумали в 1972 г. советские художники Виталий Комар и Александр Меламид, однако, как оказалось, современные "китайские подделки" практически не отличаются от привычных нашему глазу оригиналов. Экспозиция подробно знакомит с параллельным развитием этого явления в обеих странах, от классического соц-арта 1970-х и до специфического китайского явления 1990-х, получившего название political art, у которого, по мнению кураторов проекта, "пластическое воплощение смешного поступка и образа мышления, как и в соц-арте, представляет собой бунт против всякой догматики и любого безусловного дела, поступка и заявления, вышучивание всякого авторитета, который ставит человека на колени и принуждает к некритичному и иррациональному подчинению".

Таким образом, проект представляет собой своеобразный симбиоз русско-китайского политического искусства последних десятилетий. Сразу нужно оговориться, что выставка требует невероятного внимания и терпения даже от зрителей, хорошо представляющих художественную ситуацию того времени. А уж новичкам, пожелавшим составить адекватное представление о знаменитом российском соц-арте, придется и совсем туго.

Дело в том, что экспозиция составлена, мягко говоря, не слишком удачно. Не исключено, что разделение соц-арта на несколько тематических разделов с кураторской колокольни выглядит вполне логичным. Возможно, сопоставляя в одном разделе произведения разных лет, организаторы посчитали, что показывать столь богатое и разноплановое направление в его реальном временном развитии – занятие скучное и не особо концептуальное. Вот только получилось так, что самые эффектные произведения классиков соц-арта, как-никак тяготевших к пародированию монументальных форм советского идеологического искусства, оказались задвинутыми в самый дальний угол экспозиции. Для того чтобы насладиться замечательными деревянными скульптурами Александра Соколова или отыскать знаменитый "Прибор для определения национальности" Леонида Сокова, придется изрядно поплутать по перегороженному лабиринту, невольно растрачивая силы на рассматривание произведений 1990-х годов, когда соц-арт явно находился в стадии упадка. Не случайно один из разделов выставки так и называется: "Пост-соц-арт как искусство трофеев и сувениров". Даже лучшие произведения Комара и Меламида 1970-х годов, в том числе зафиксированная на пленку роскошная акция "Съедение "Правды", находятся далеко позади более современного и, соответственно, гламурного проекта "Выбор народа". Масштабное полотно, появившееся в результате кропотливого социологического опроса населения, принесло авторам немалый успех и в определенной степени способствовало возрождению соц-арта уже в новом тысячелетии. Однако же кураторы сочли необходимым открыть экспозицию не этой работой, а большим и путанным разделом, в котором представлены "Самая лучшая картина в России", а также "Самые лучшие картины" Германии, Кении, Турции, Италии, Исландии, Америки, Финляндии и еще Бог знает скольких стран, созданные Комаром и Меламидом в 2003 - 2005 годах. Разумеется, у посетителя, не ведающего о том, что через несколько десятков метров его ждут шедевры Соколова и Косолапова, складывается несколько превратное представление о сущности соц-арта.

Наконец, еще один печальный вывод, напрашивающийся в залах выставки, носит более глобальный характер. Искусство соц-арта, благополучно загнивающее и щеголяющее салонным лоском в демократические 1990-е, неожиданно вспыхивает новым идеологическим пламенем в работах последних двух - трех лет: плакат "Слава России" группы "ПГ" или картина "Нашивка" Александра Калимы выглядят не хуже признанных шедевров эпохи развитого социализма. Учитывая, что соц-арт, как искусство идеологического протеста, способен нормально существовать и развиваться исключительно в неблагоприятной внутриполитической ситуации, даже самым отчаянным оптимистам остается признать: игры в демократию закончены, и страна опять живет "как при бабушке".

Выставка работает до 1 апреля в здании ГТГ на Крымском валу.

Выбор читателей