Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Нельзя не признать, что финансовый спор возник в самый не подходящий для Тегерана момент: всего за несколько месяцев до завершения строительства и на пике противостояния с МАГАТЭ по вопросу о военном аспекте ядерной энергетики ИРИ. В феврале российская сторона впервые заявила о неплатежах со стороны Ирана; последовавшая за этим серия переговоров ничего не изменила. При этом Тегеран настойчиво отрицает нарушения со своей стороны каких-либо финансовых обязательств. "Иран полностью выполняет свои обязательства по строительству АЭС в Бушере, и мы надеемся, что российская сторона будет также придерживаться своих обязательств и поставит ядерное топливо в оговоренные сроки", - заявил вчера официальный представитель МИД Исламской Республики Мохаммад Али Хосейни. Россия же настаивает на своем: Иран не платит. Почему – большой вопрос. Эксперты разводят руками, предполагая наличие у Тегерана неких финансовых трудностей.
Дилемма под названием "иранский мирный атом" существует для России уже не одно десятилетие. В январе 1995 г. "Зарубежатомэнергострой" и Организация по атомной энергии Ирана подписали в Тегеране контракт на завершение строительства блока №1 АЭС "Бушер". В феврале 1998 г. РФ и Иран договорились, что Россия не просто окажет помощь в сооружении АЭС, а полностью завершит строительство станции.
В настоящее время работы по сооружению первого энергоблока выполнены на 95%. И хотя финансовые проволочки откладывают срок сдачи АЭС в эксплуатацию до начала следующего года, проект с каждым днем выглядит все более жизнеспособным. Не подлежит сомнению и его масштабность: общий объем сделки оценивается в $1 миллиард. При этом российской стороной были подготовлены более 700 иранских специалистов.
К происходящему в Бушере приковано пристальное внимание США и Европы, обеспокоенных грандиозностью планов Ирана в отношении атомной программы. Отсюда во многом и политика МАГАТЭ, вновь развернувшего наступление на Исламскую Республику. Напомним, что глава МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадеи еще 23 февраля представил Совету безопасности ООН доклад о выполнении Ираном требований резолюции №1737. В документе говорилось, что Тегеран вопреки резолюции продолжает исследовательские работы по обогащению урана и пытается расширить мощности подземного комплекса в Натанзе, а также продолжает строительство реактора на тяжелой воде в Араке. Иран, как стало известно в конце минувшей недели, не стал отрицать факт проведения исследований по обогащению урана, но отказался выполнить требование МАГАТЭ по прекращению работ в этом направлении.
Ясно, что Запад вполне может использовать претензии к Ирану как повод вмешаться в грядущий запуск Бушерской АЭС. Однако Россия твердо дает понять, что ее партнерство с Ираном никак не связано с подвергаемым критике проектом обогащения урана. "Иран с ядерной бомбой или потенциалом ее создания неприемлем для нас", - заявил на днях представитель Росатома, добавив, что Москва "ни в какие антиамериканские игры играть не будет".
Впрочем, пока Запад не переносит критику ИРИ на российско-иранское атомное партнерство. Так, администрация Буша считает переговоры России и Ирана по строительству АЭС в Бушере двусторонним "коммерческим вопросом" двух стран и полагает, что все комментарии на эту тему должны исходить от одной из участвующих в процессе сторон. "Как я понимаю, это коммерческие договоренности и коммерческий спор между иранским и российским правительствами, и я оставляю им возможность сообщить вам, есть ли там еще какие-либо договоренности", – заявил вчера журналистам в Вашингтоне представитель Госдепартамента США Том Кейси.
Подобная деликатность – достаточно редкое явление в комментариях Вашингтона по столь раздражающей его проблеме. В связи с этим нельзя не обратить внимание на появившиеся на днях сведения о намерении США осуществить строительство АЭС в... Ливии, которая должна стать фактическим поставщиком атомной энергии для нуждающихся в ней стран Ближнего Востока. "Высший народный комитет Ливии обязал в воскресенье Высший народный комитет по связям и международному сотрудничеству подписать соглашение, связанное с ливийско-американским сотрудничеством в области мирного использования атомной энергии", – цитируют информационные агентства слова ответственного по международным делам при правительстве Ливии.
Некоторые эксперты уже высказывают предположения о новом витке холодной войны средствами "мирного атома", истолковывая строительство АЭС в Иране и Ливии как подобие былой гонки вооружений.
Что до Ирана, то теперь на купюре достоинством в 50 тыс. риалов (около $5) в изображение карты страны включена общеизвестная модель атома - ядро, вокруг которого движутся электроны.
Брюссель знает, чего хочет