Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Однако уже в первых числах апреля наши соперники взяли реванш: главы энергетических ведомств Италии, Румынии, Сербии, Словении и Хорватии, а также еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс подписали в Загребе декларацию в поддержку строительства нефтепровода из Румынии в Италию: Констанца – Триест. Если рассматривать возможные маршруты обхода турецких проливов, то этот вариант - самый длинный (1800 км) и дорогой (только первая очередь обойдется в $2,6 - 3,5 млрд, тогда как Бургас – Александруполис оценивается в $1миллиард). Почему же именно он вступил в решающую схватку с "российской" трубой? Есть ведь более короткие и дешевые варианты: например, по территории Турции (Самсун – Джейхан, 500 км) или из Болгарии в Албанию (Бургас – Влера, 850 километров).
Очевидно, дело в том, что Констанца – Триест является самым "европейским" маршрутом из всех, которые разрабатывались для обхода проливов. Во-первых, он предполагает переброску нефти гораздо "глубже" в Европу - в Италию, которая в настоящее время стала уже практически серединой ЕС в широтном измерении. А во-вторых, его будут строить сами европейцы, в основном, на свои деньги. "Европа делает ставку на собственную трубопроводную сеть", - пишет по этому поводу Der Spiegel. Все прочие маршруты европейской "собственностью" никак не могут считаться. Самсун – Джейхан разрабатывается с участием итальянского концерна ENI, однако его маршрут проходит по территории Турции и только усиливает ее значение как транзитной страны, снабжающей ЕС углеводородами. Бургас – Александруполис, хоть и пройдет по территории стран-членов ЕС, но будет все-таки "российской трубой": 51% акций управляющего ею консорциума будет принадлежать российским компаниям, и президент "Транснефти" Семен Вайншток открыто заявляет, что видит Бургас – Александруполис "частью нашей трубопроводной системы". С проектом Бургас – Влера та же история, только там заправляет не Россия, а США: американский концерн "АМВО" намерен профинансировать 75% затрат по его строительству. Впрочем, в проекте Констанца – Триест тоже будет участвовать американский капитал, но европейцы все же рассчитывают, что занять доминирующие позиции ему не удастся.
Отдельный вопрос - чем наполнить нефтепровод. Несмотря на перегруженность проливов, едва-едва удалось заручиться гарантией на 35 млн т нефти в год под проект Бургас – Александруполис. А ведь нефтепровод Констанца – Триест будет рассчитан на 60 - 90 млн тонн! Конечно, через проливы ежегодно проходит 150 млн т нефти, однако переориентироваться на трубы нефтетрейдеры, как выяснилось, не спешат. Объясняется это неизвестностью тарифов на прокачку по проектируемым нефтепроводам: многим кажется, что постоять в пробках у турецких проливов все же выгоднее, чем переливать нефть из танкера в трубу и обратно, да еще платить за услуги "трубопроводного транспорта". Причем понятно, что чем длиннее труба, тем больше придется заплатить за прокачку. Так что наполняемость нефтепровода Констанца - Триест находится под большим вопросом.
Впрочем, европейцы излучают оптимизм. Они рассчитывают на новые объемы черного золота, которое должно потечь к Черному морю из Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Однако и Россию не сбрасывают со счетов. "Россия есть и будет нашим важнейшим поставщиком, но диверсификация, безусловно, необходима", - так сформулировал позицию ЕС комиссар Андрис Пиебалгс при подписании соглашения по нефтепроводу Констанца – Триест. Кроме того, эксперты отмечают, что при нынешних высоких ценах на нефть инвесторы уже не столь скрупулезно подсчитывают тонны и километры: добиться окупаемости нефтепровода стало гораздо проще. Это значит, что труб будут строить больше, и конкуренция между альтернативными маршрутами возрастет. Что касается балканского "фронта", здесь многое будут решать темпы реализации намеченных проектов: первая введенная в строй труба имеет больше шансов быть наполненной. Остальным придется ждать роста объемов добычи черного золота в Каспийском регионе, а также увеличения пропускной способности каспийско-черноморского участка транзита (КТК или азербайджанско-грузинских труб).
Пока безусловным лидером "балканской трубопроводной схватки" остается проект Бургас – Александруполис, который предполагается построить уже к 2009 году. Нефтепровод Констанца – Триест может быть пущен не ранее 2011 года. Однако могут возникнуть непредвиденные трудности, которые решат исход кампании. Например, сейчас в Болгарии оппозиция стала сильно давить на правительство, которое "прогнулось" на переговорах и Россией и предало национальные интересы страны. В чем именно, не совсем понятно: болгарская 24%-ная доля в создаваемом консорциуме - это не так уж мало (у греков столько же, и они не возмущаются), учитывая, что ни строить трубу, ни поставлять для нее нефть Болгария не будет. В качестве, пожалуй, главного довода против проекта Бургас – Александруполис выдвигается его потенциальная экологическая угроза. А в качестве "безвредной" альтернативы предлагается нефтепровод Бургас – Влера. В действительности же последний куда более опасен для экологии Болгарии, поскольку его маршрут проходит через всю страну с востока на запад, тогда как Бургас – Александруполис довольно быстро "сворачивает" в Грецию. Кроме того, еще толком не известно, как отнесется к нефтепроводу общественность Албании, ведь Влера является курортной зоной, и у проекта Констанца – Триест существуют те же проблемы. Словения, по территории которой должен пройти всего 30-километровый участок трубы, тоже не на шутку озаботилась экологией и лишь в самый последний момент уполномочила своего представителя подписать Загребскую декларацию. Тем не менее участие Словении в проекте остается условным. Итак, балканская кампания продолжается!
Москва давно мешает украинцам спроектировать подобное вооружение
Один из ключевых покупателей топлива из РФ жалуется на проблемы в сотрудничестве между странами