Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Страны-потребители впадают в легкую панику от одного упоминания о "газовой ОПЕК", хотя пока их опасения безосновательны. Дело даже не столько в нежелании экспортеров обострять и без того напряженные отношения с потребителями, а в отсутствии глобального рынка. В ситуации, когда свыше 90% потребляемого в мире газа поставляется по трубам, которые привязывают конкретных поставщиков к конкретным потребителям, "ценовой сговор" между поставщиками просто невозможен. Цены определяются в соответствии с долгосрочными контрактами, причем на каждом региональном рынке они свои.
Только сжиженный природный газ (СПГ) является по-настоящему "глобальным" товаром, поскольку может быть перевезен в танкерах в любую часть света. Формирование мирового рынка СПГ уже идет, и на нем как раз возможно формирование некоего картеля производителей, правда тоже не в ближайшей перспективе. Хотя в последние годы наблюдается бурный рост производства СПГ, по данным Международного энергетического агентства, при мировом потреблении газа в 2,75 трлн кубометров в 2005 г. только 6,9% пришлось на СПГ. Так что и через 20 лет он вряд ли будет составлять основу рынка: во-первых, потому, что от газопроводов никто не отказывается, более того, все время строятся новые. А во-вторых, уж больно дорого обходится инфраструктура, необходимая для участия в торговле СПГ, и далеко не все "газифицированные" страны могут себе позволить такую альтернативу трубопроводам.
Страны-потребители газа (в первую очередь, страны ЕС) опасаются, что гипотетическим газовым картелем будет руководить Россия. Это тоже заблуждение. Уж если всемирный картель производителей СПГ и будет создан, России не удастся занять в нем лидирующих позиций, несмотря на свои крупнейшие в мире запасы газа. Просто потому, что весь газ, который мы экспортируем, поставляется по трубам, а заводов по сжижению голубого топлива в стране пока нет. Конечно, в планы российских энергетиков входит сооружение подобных предприятий (в частности, на Сахалине), однако даже если они будут реализованы, Россия сможет занять лишь весьма незначительную долю на рынке СПГ. Соответственно, невелика будет и ее роль в картеле.
Впрочем, потребители газа, пугая самих себя перспективами "газовой ОПЕК", сами же способствуют ее возникновению. Ведь это они ведут дело к формированию газового рынка. Так, Евросоюз реализует программу либерализации рынков энергоносителей. Применительно к газу это означает постепенный отказ от долгосрочных контрактов, переход к спотовым сделкам и свободный доступ "в трубу" разных поставщиков. То есть не только активно приветствуется увеличение доли СПГ в импорте газа, но и "трубный" импорт хотят подчинить законам свободного рынка. Такой сценарий видится европейцам спасением от монопольных объятий "Газпрома", однако на деле это создаст предпосылки для возникновения картеля поставщиков.
Та же противоречивость наблюдается и в политике США. Министр энергетики Самюэль Бодман предостерегает от возможного создания газового картеля, уверяя, что "инициативы, направленные на установление контроля за потоками энергоресурсов и ценами, не соответствуют долгосрочным интересам производителей и потребителей". И тут же подтверждает планы США по дальнейшему развитию инфраструктуры СПГ, что приближает создание глобального рынка газа. Впрочем, у США ситуация особая: они вынуждены рассчитывать на импорт именно сжиженного газа, поскольку им неоткуда прокладывать газопроводы. Разве что из Южной Америки, но это тоже не вариант: все тамошние нефтегазовые державы возглавляются антиамерикански настроенными лидерами, которые уже приступили к картелизации рынка газа.
Чего в действительности стоит опасаться сегодня потребителям голубого топлива, так это сближения поставщиков на региональных рынках. Например, развивающегося диалога между Россией и Алжиром. Прошлогоднее соглашение между "Газпромом" и Sonatrach наделало много шума, хотя ничего "картельного" этот документ не содержит. Но если два крупнейших поставщика газа в Европу начнут обмениваться активами, осуществлять совместные проекты и координировать свою политику на внешних рынках (чтобы избежать ненужной конкуренции), с ними будет куда сложнее разговаривать. При этом именно ЕС подталкивает поставщиков к сближению, поскольку привык давить на них, подчиняя их интересам потребителей.
Скоро такая политика может столкнуться с дружным сопротивлением. Не далее как в прошлую пятницу в ходе встречи министров иностранных дел России и Алжира глава алжирского МИД открыто говорил о газовом картеле: "в Европе есть картели потребителей, почему бы не быть картелям производителей". Сергей Лавров поспешил сгладить это заявление, уточнив, что создавать картель пока не планируется, однако "речь идет о законном праве производителей газа согласовывать свои действия". Эксперты вспоминают, что и ОПЕК начиналась с такого "согласования".
Инфляционное давление на народ усиливается