Онлайновая цензура набирает обороты

Эксперты международной организации Open Net Initiative исследовали Всемирную Паутину на предмет госконтроля над контентом публичных сервисов. Двадцать пять стран попали в "список непрозрачных"




Свободных сайтов все меньше, запрещенных сайтов все больше, открытых сервисов все меньше, закрытых сервисов все больше, с каждым днем все больше, куда ни ткнись, всюду над тобой контроль, все мы под колпаком, все под колпаком… Случалось вам, граждане, слышать подобные рассуждения? Этакую невнятную приватную бормотню? Теперь слушайте, что вам скажут господа эксперты.

Специалисты международной организации Open Net Initiative, изучающей динамику Мировой Паутины в аспектах свободы слова там, гласности там и всего такого, недавно завершили масштабное – или даже, наверно, глобальное – исследование Сети на предмет госконтроля над контентом. То есть, если по-человечески, вопрос стоял такой: есть в Интернете какая-нибудь цензура вообще, или же там царит совершеннейший хаос? Разбложение общества? Порнографический матриархат во главе с мамашей Пэм? Есть, оказывается! Есть цензура! И больше всех в этом деле преуспели Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Туркменистан, Бахрейн… Но-но, давайте-ка все по порядку.

Исследователи промониторили тысячи сайтов в 41 странах мира, оценивая уровень "глушения" интерактивных сервисов вроде Google Maps, Skype, ЖЖ, опять же. Получилось, что только в половине государств имеет место полная свобода электронного слова, меж тем как другая половина принимает активное участие в онлайновой жизни своих граждан. Двадцать пять стран, как установили эксперты, в той или иной степени ограничивают деятельность популярных глобальных сервисов, остальные же смотрят на это сквозь пальцы.

В чем дело? Почему так? Ну, во-первых, говорят ребята из ONI, можно объяснить это особыми мерами, вводимыми руководством страны и/или/aka силовыми ведомствами. Есть другой вариант – комплекс мер безопасности, разработанный тем же руководством специально для снижения риска, которому подвергаются пользователи… Понятно; а еще есть варианты? Есть! Вот, скажем, совокупность социальных норм, запрещающих пользователям посещать те или иные сервисы… Мало ли какие там бывают разные "те" и безобразные "иные". Существуют, наконец, религиозные каноны – возьмите, к примеру, исламские республики и монархии...

Но главное, в общем-то, не это. Важны даже не причины активизации цензуры. Важно то, что с каждым годом этот механизм набирает обороты, а его алгоритмы все более усложняются. "Во все большем количестве стран по всему миру фильтрация Интернета имеет решающее влияние на степень участия граждан в событиях, разворачивающихся вокруг них, к их собственной культуре, а также к другим культурам и обмену информацией по всему миру", - рассуждают ONI.

Санкционированная государством фильтрация сети – такой вот новый термин вводят эксперты в своем докладе. Пять лет назад об этом никто даже не думал – была, конечно, парочка всем известных режимов, запрещавших доступ ко всему подозрительному, но их, собственно, даже и классифицировать не надо было – и так все ясно: вот они, дескать, несвободные, а вот мы, вроде, свободные. Теперь таких режимов двадцать пять. Не считая США, где e-цензура является прерогативой, скорее, частных компаний, чем государства.

Ну, и под занавес предлагаем вам ознакомиться со списком "фильтрующих" стран: Азербайджан, Бахрейн, Мьянма, Китай, Эфиопия, Индия, Иран, Иордания, Ливия, Марокко, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сингапур, Южная Корея, Судан, Сирия, Таджикистан, Таиланд, Тунис, Туркменистан, Узбекистан, Вьетнам, Йемен.

Выбор читателей