Касьянов обещает невозможное

После выдвижения экс-премьера на пост президента в центре внимания по-прежнему остаются два вопроса: "Сколько кандидатов должна выдвинуть объединенная оппозиция?" и "Кто должен стать единым кандидатом?"


ФОТО: AP



В России появился очередной претендент на пост президента от оппозиции. Им стал бывший премьер-министр Михаил Касьянов, выдвинутый Российским народно-демократическим союзом (РНДС) на съезде этой организации, прошедшем 2 июня в московской гостинице "Космос".

Представляя нового кандидата, член политсовета СПС Иван Стариков аттестовал Касьянова как человека, который даст обществу надежду. И действительно, краткие тезисы предвыборной программы нового кандидата были полны заманчивых обещаний, касающихся таких насущных проблем, как обеспечение граждан жильем, повышение зарплат и пенсий, наведение порядка в системе образования и здравоохранения. Помимо этого, Касьянов пообещал отменить воинский призыв и создать профессиональную армию.

Большинство из этих напрямую адресованных населению обещаний перекликаются с программой развития страны, заявленной в последнем президентском послании Федеральному Собранию. Но в абсолютных цифрах Касьянов обещает гораздо больше. В течение трех лет пенсии и зарплаты бюджетникам должны вырасти более чем в два раза (на 120%), программа жилья затронет половину населения страны (25% получит новое жилье, а жилье еще 25% будет капитально отремонтирована за счет государства), образование и здравоохранение станут полностью бесплатным.

Столь мощная социальная программа заставляет вспомнить о временах развитого социализма, но поскольку ни о каком "обобществлении средств производства" Касьянов не упомянул, вопрос "Кто за все это заплатит?" повис в воздухе. Не обсуждать же всерьез намерение новоиспеченного кандидата обеспечить финансирование социальных преобразований за счет распродажи государственных унитарных предприятий (ГУП) и непрофильных активов "Газпрома", а реформу армии – за счет экспорта вооружений: даже на первый взгляд ясно, что необходимые затраты превосходят возможные доходы в десятки, если не в сотни раз.

Тем не менее обещания нового кандидата были высоко оценены выступившей на съезде РНДС Ириной Хакамадой. По ее словам, показ этого выступления Касьянова по Первому каналу привел бы к тому, что "рейтинги всех преемников улетели бы ниже плинтуса".

На этом фоне гораздо более осмысленными выглядели политические тезисы, вполне увязанные с антипутинской риторикой "Другой России", и жесты, адресованные зарубежным партнерам. В частности, было озвучено обещание открыть для бизнеса равный доступ к магистральным газопроводам, то есть выполнить тот самый пункт "Энергетической хартии", из-за которого Россия категорически отказывается подписать этот документ.

Одновременно Касьянов раскритиковал курс нынешней власти, пояснив, что при продолжении такой политики через три - четыре года Россию ожидает кризис и до выборов-2012 она не дотянет. Чтобы не допустить этого, Касьянов намерен выстроить схему реального разделения властей, покончить с узурпацией власти со стороны чиновников, стремящихся поставить себя над обществом.

В том же ключе было выдержано и завершившее съезд выступлении Николая Травкина. В зачитанной им резолюции акцентировались цели и текущие задачи оппозиции. Главная цель - не допустить преемственности курса Путина, при власти которого были разрушены основы конституционного строя. Стратегическая задача - привести к победе единого кандидата от оппозиции в 2008 г., для чего "РНДС поручается объединить усилия оппозиции в этом направлении".

Учитывая тот факт, что в оппозиции уже идет дискуссия относительно того, сколько кандидатов она должна выставить для участия в президентских выборах и каким образом должен решаться этот вопрос, в центре внимания оказалась имена эта часть заявления Травкина. При этом его слова про "единого кандидата" и особую роль РНДС в консолидации оппозиции понравились далеко не всем.

Тот факт, что на съезде РНДС Касьянов был выдвинут кандидатом не от этого движения, а от "объединенной оппозиции", был воспринят как попытка подмять под себя "Другую Россию". С другой стороны, помимо Касьянова оппозиция уже выдвинула двух кандидатов: председателя совета директоров "ЮКОСа" Виктора Геращенко и бывшего диссидента Владимира Буковского. А из выступления Травкина прямо следовало, что единым кандидатом должен стать именно Касьянов.

С этим категорически не согласен другой лидер "Другой России" Гарри Каспаров, также выступивший на съезде РНДС. По его словам, "у "Другой России" будут два кандидата в президенты - Михаил Касьянов и Виктор Геращенко, а окончательный выбор будет сделан осенью". Сам же Касьянов считает, что до выборов осталось очень мало времени и в условиях цейтнота вопрос о единственном кандидате должен быть решен в ближайшее время: "говорить о каких-то еще кандидатах было бы безответственно". Третий лидер "Другой России" - Эдуард Лимонов - поддержал Касьянова, заявив, что всегда считал, что единым кандидатом должен стать именно лидер РНДС.

Таким образом, в центре внимания по-прежнему остаются два принципиальных вопроса: "Сколько кандидатов должна выдвинуть объединенная оппозиция?" и "Кто должен стать единым кандидатом?". В ходе дискуссии на эту тему возникают вполне обоснованные сомнения в том, что повязанным обязательствами перед спонсорами оппозиционным лидерам удастся достигнуть консенсуса.

Еще одним фактором, представляющим угрозу для единства оппозиции, является кажущийся многим противоестественный союз правых и левых. Первый звоночек прозвенел в Башкирии, где радикально настроенный лидер республиканского отделения Народно-демократического союза Айрат Дильмухаметов заявил, что ему не по пути с Касьяновым. Правда, по словам Травкина, причиной раскола стало стремление Дильмухаметова превратить НДС в "заговорщическую организацию".

Одновременно на предвыборный расклад пытаются влиять и представители "старых правых" в лице практически оставшейся не у дел Ирины Хакамады и члена политсовета СПС Бориса Немцова, поддержавших идею выдвижения единого кандидата. Немцов даже предложил схему выявления наиболее перспективного кандидата путем проведения социологического опроса, который должны на паритетных началах профинансировать все кандидаты от оппозиции. Список участников этого пула не утонялся.

Оценивая всю эту суету, трудно не согласиться с мнением наблюдателей, полагающих, что у оппозиции вряд ли получится выдвинуть единого кандидата. Что касается президентских перспектив Касьянова, то он, если верить сегодняшним социологическим прогнозам, как всегда, получит свои два процента.

Выбор читателей