Россияне становятся жертвами гипноза

В нашей стране следует быть особенно осторожным, обращаясь за психологической помощью. В результате вы рискуете попасть в лапы неучей и аферистов всех мастей, представителей тоталитарных сект или даже насильников




Общественность бьет тревогу: у россиян появился новый тип зависимости – от услуг психологов. Эта мода пришла в Россию с Запада и в наших реалиях, как всегда, приобрела новые своеобразные черты. О том, как обстоят дела на рынке последователей Фрейда и Юнга в нашей стране и какие последствия может иметь обращение к иным из них, рассказывает газета "Новые Известия".

Согласно оценкам экспертов, более половины частных психологов, предлагающих свои услуги в нашей стране, не являются квалифицированными специалистами. Таких "докторов" интересует, как правило, все что угодно, кроме здоровья пациента. В лучшем случае это личное обогащение, в худшем – интересы их религиозной секты или даже решение личных сексуальных проблем.

Многие недобросовестные психологи стараются с помощью особых методик "привязать" клиента к себе, чтобы получать у него деньги за регулярные консультации. Вместо того, чтобы научить такого человека самостоятельно справляться с проблемами, психолог внушает клиентам необходимость консультироваться с ним по любому, даже самому пустяковому поводу. В итоге пациент теряет возможность совершать самостоятельные поступки, а вместе с ней и немаленькую часть своего ежемесячного дохода. Избавиться от подобной зависимости можно, как правило, только с помощью другого специалиста – за отдельную плату, разумеется.

Нередко встречаются случаи, когда под видом психологической помощи клиента пытаются заманить в ту или иную тоталитарную секту. Так, в апреле этого года прокуратура Южного округа Москвы возбудила уголовное дело в отношении руководителей наркологической клиники, которые оказались адептами сайентологии. Один из пациентов успел отдал сектантам более 60 тыс. рублей за "учебу", в ходе которой героиновую зависимость фактически заменяли на сайентологическую.

Наконец, многие лжедоктора не стесняются домогаться своих пациенток. А иногда и переходят от слов и жестов к делу. Статистика изнасилования женщин психологами весьма обширна и чаще всего негодяи, увы, остаются безнаказанными. Сила в данном случае не применяется, так как преступник владеют другими, куда более эффективными методами убеждения. Свидетелей обычно также нет. Соответственно, доказать что-либо может только очень квалифицированный юрист. "Недавно, правда, я занимался делом девушки, которую психолог-консультант изнасиловал во время тренинга, - рассказывает адвокат Лиги защитников пациентов Дмитрий Айвазян. - С большим трудом, но историю удалось довести до прокуратуры".

Безусловно, не все практикующие в России психологи являются шарлатанами. Но все же количество недобросовестных "врачевателей душ" у нас явно зашкаливает. Причина – отсутствие какого-либо контроля за их деятельностью со стороны государства и профессионального врачебного сообщества. В нашей стране пока нет закона о психотерапии и психологической помощи. В то же время, на Западе действуют организации профессиональных психологов, и если специалист не является членом хотя бы одного из них, к нему не обратится за помощью ни один клиент. Кроме того, там действуют специальные этические кодексы, за нарушение которых могут лишить диплома и запретить дальнейшую работу по специальности. У нас лицензии частнымх психологам выдает Росздравнадзор, он же должен в теории контролировать их работу. Однако на практике уследить за нечистоплотными специалистами чиновникам практически всегда не удается.

Не в последнюю очередь сложившаяся в нашей стране ситуация объясняется низким уровнем профессионального образования. В одной только Москве 90 вузов и факультетов выпускают дипломированных психологов. При этом для подавляющего большинства из них специальность психолога не является профилирующей и качество образования оставляет желать много лучшего. "На Западе эти курсы ведут те, кто сам работает психологом или психотерапевтом, - рассуждает известный психотерапевт, профессор Александр Полев. - В России же нередко получается так, что практический раздел полностью ведет преподаватель, который ни разу в жизни не работал с пациентом".

Выбор читателей