Олимпийская экономика

Строительство дорог, модернизация городской инфраструктуры, развитие энергетики Сочи не повредит. Но судьба спортивных сооружений, которые должны быть построены специально к Олимпиаде, вызывает опасения


ФОТО: AP



Отгремели фанфары и отсверкали фейерверки в честь победы Сочи на выборах олимпийской столицы 2014 года. Теперь, когда эйфория по этому поводу спала, возникает вопрос: а принесет ли вожделенная Олимпиада нашей стране какие-либо дивиденды, помимо политических? Ведь ни для кого уже не секрет, что в последние годы подготовка Олимпийских игр разоряет государственную казну в значительно большей степени, нежели потом она наполняется доходами от их проведения. За примерами далеко ходить не надо. Хорошо известно, что Олимпиада-2004 в Афинах нанесла сокрушительный удар по греческой экономике. Изначально заявленный бюджет в 1,8 млрд евро был превышен в пять раз и составил 9 млрд евро. Даже не смотря на то, что афинские Игры поставили рекорд по стоимости прав на телетрансляцию, полученная сумма - около $1,5 млрд - смогла окупить лишь немногим более 10% совокупных расходов. А бюджетный дефицит страны по итогам года составил 4%, что является нарушением правил Евросоюза, согласно которым бюджетный дефицит его членов не может превышать трех процентов.

Впрочем, развитые и более или менее успешно развивающиеся государства стремятся заполучить на свою территорию престижные соревнования вовсе не ради извлечения сиюминутной прибыли. В идеале их организация дает мощный импульс экономическому развитию государства и конкретного региона, принимающего соревнования. Откровенно говоря, российские власти даже не скрывают, что с таким трудом отвоеванная в Гватемале сочинская Олимпиада обещает быть убыточной. По крайней мере, именно такой вывод напрашивается при изучении финансовой информации, обнародованной ОКР. На реализацию этой программы выделено 313,9 млрд рублей (около $12 млрд), а в качестве ожидаемых доходов от проведения Игр пока называются только два источника - продажа билетов (она должна принести $125 млн) и спонсорские поступления ($300 миллионов). Итого - $425 млн прибыли против многомиллиардных расходов, которые, как показывает практика, в ходе подготовки мероприятия еще могут существенно возрасти. Взамен, судя по всему, страна должна получить высококачественный и, что еще более важно, круглогодичный современный курорт.

Надо сказать, туроператоры, специализирующиеся на внутреннем туризме, победу Сочи восприняли с большим энтузиазмом. Они ожидают скорейшей реконструкции местного аэропорта, на сегодняшний день крайне неуютного и неудобного, и появления новых, прогрессивных мест размещения. Впрочем, у последней перспективы есть довольно ощутимый минус для нынешнего дня - бурное строительство, которое раньше затихало в период высокого летнего сезона, в этом году, скорее всего, останавливаться не будет ни на минуту, что принесет определенные неудобства отдыхающим. Кроме того, эксперты опасаются, что вместе с олимпийскими амбициями курорта будут расти аппетиты местных хотельеров, и цены, уже сейчас сопоставимые и даже превышающие предложения турецких или египетских отелей, вовсе взлетят до небес. К слову, подобную ошибку допустили и греческие владельцы гостиниц, заметно увеличившие стоимость проживания на период проведения Олимпиады. В результате спрос со стороны туристов, желающих посетить афинские Игры, оказался гораздо меньшим, чем рассчитывали их организаторы.

Что касается самого региона, строительство новых дорог, модернизация городской инфраструктуры и развитие энергетики ему, конечно, не повредит. Но вот судьба спортивных сооружений, которые должны быть построены специально к Олимпиаде, вызывает опасения. Кто будет заполнять эти огромные ледовые дворцы и стадионы после ухода олимпийцев? А между тем и после Олимпийских игр их придется содержать и поддерживать в рабочем состоянии. Как делает это все та же Греция, которой содержание олимпийских объектов обходится, по разным оценкам, в сумму от €100 млн до €180 млн ежегодно.

Выбор читателей