Автомобили лишат человека пропитания

Много ли нужно для счастья в конце XXI века? Литров десять растительного масла или спирта - чтобы ехать, батон витаминизированного синтетического хлеба - чтобы поесть, баллон кислорода - чтобы подышать




Эксперты давно перестали верить спокойствию на нефтяном рынке. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что цены на черное золото в период до 2030 г. будут колебаться в коридоре $48 - 62 за баррель, а спрос на него возрастет минимум на четверть. Очевидно, что при таких темпах роста потребления мировых запасов сравнительно недорогой нефти надолго не хватит. И от каких еще экзотических режимов будет тогда зависеть энергоснабжение "цивилизованного мира"?

В общем, нефти пора подыскать достойную замену. Эти поиски ведутся уже давно, и наилучшие результаты они принесли... в сфере сельского хозяйства. Во всем мире на слуху такое понятие, как биотопливо. Оно, как и традиционное нефтяное горючее, делится на "бензин" и "дизель". Биобензином служит этанол - спирт, который вырабатывается из всего, что содержит сахар или крахмал: из пшеницы, риса, кукурузы, сахарной свеклы и т.д. Биодизель же получают из масличных культур - рапса, подсолнечника и т.п. Кроме того, биоэтанол научились вырабатывать фактически из отходов - соломы, опилок, растительного масла, использованного в жарке. Важным свойством биотоплива является его "экологичность": эксперты утверждают, что добавление в обычный бензин 10% биоэтанола снижает вредные выбросы автомобиля на 30 - 50%.

"Можете быть уверены, в ближайшие 50 лет реальной замены углеводородным источникам энергии в мире не будет", - заявил как-то в конце мая министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, выступая в Госдуме. Однако такой "нефтегазовый" оптимизм может оказаться неоправданным. Уже сегодня в мире ежегодно производится около 36 млрд л биоэтанола. К 2010 г. объем потребления этого продукта превысит 56 млрд литров. Причем такой прогноз учитывает только состоявшиеся решения стран по использованию биоэтанола, а круг государств, стимулирующих использование биотоплива, все время расширяется.

По оценкам ООН, производство энергии на биотопливе за последние пять лет в мире удвоилось и увеличится еще как минимум вдвое (в Европе - втрое) в последующие четыре года. "В течение 15 - 20 лет доля биоэнергетики в миром энергетическом балансе составит 25%", - заявил недавно заместитель гендиректора департамента устойчивого развития ООН Александр Мюллер. Этот прогноз основан на данных ООН, МЭА и Всемирного банка. А в марте этого года под эгидой ООН был создан Международный форум по биологическим видам топлива. В его состав вошли Бразилия, Китай, Индия, Южная Африка, США и ЕС. Цель форума - содействовать широкому внедрению биотоплива и созданию международного рынка биоэнергоресурсов.

Среди тех, кто активней других развивает биоэнергетику, такие крупнейшие мировые импортеры нефти как Индия, Китай, Канада. Не отстает и Европа. В Швеции, например, принята программа полного перевода транспорта на биоэтанол и природный газ к 2020 году. Во многих странах ведутся научные работы и монтируются опытные образцы технологических линий по выпуску биотоплива. В Бразилии для этого используется сахарный тростник, в Малайзии - пальмовое масло, в Европе применяют биомассу, получаемую из слоновьей травы - Miscanthus sacchariflorus.

Используют для производства биотоплива и "вторсырье". Например, в Бельгии в крупных супермаркетах стали устанавливать специальные цистерны, куда все желающие могут слить использованное в приготовлении блюд растительное масло для его последующей переработки в биодизель. В 2005 г. таким образом собрали около 7 тыс. т б/у масла. Всего в стране планируется установить 300 тыс. таких емкостей.

В Японии долю биоэтанола на топливном рынке хотят довести до 10%, для чего проводится правительственная программа под лозунгом "Превратим рисовые поля в нефтяные!". Впрочем, делается это не в ущерб традиционной японской кухне: "топливный рис" планируется выращивать на пустующих сельхозугодиях. Тем самым правительство планирует попутно оживить сельское хозяйство Японии, которое тихо загибается уже несколько десятилетий (кстати, с того самого момента, как Страна восходящего солнца вступила в ВТО).

Евросоюз к 2010 г. планирует производить на растительной основе порядка 6% автомобильного топлива, а в Бразилии уже сейчас весь бензин продается с добавлением этанола. Основная проблема внедрения "зеленого топлива" заключается в том, что в целом оно пока еще обходится дороже, чем традиционное углеводородное. Впрочем, эта разница уменьшается по мере развития технологий и вследствие государственной поддержки биоэнергетики. Однако наиболее эффективно проблема цены решается там, где есть большие площади для выращивания "энергетических" культур. Так, в Бразилии, являющейся лидером в деле внедрения биотоплива, этанол уже сейчас стоит почти вдвое меньше бензина. Бразилия и другие страны Латинской Америки, располагающие обширными сельхозугодиями, могут занять ведущее место на рынке биотоплива и в значительной степени контролировать его.

Россия, обладающая самой обширной (хотя в основном не слишком пригодной для сельского хозяйства) территорией, тоже не хочет упускать свой шанс. Первой с инициативой развернуть в стране масштабное производство биоэтанола выступила Ростовская область, которая выращивает больше всех в России фуражного зерна - основного сырья для выпуска растительного топлива. Ростовский губернатор Владимир Чуб уверен, что доля РФ на мировом рынке биотоплива может составить 15%. В недалекой перспективе в стране должны появиться 10 - 15 промышленных комплексов по производству "зеленого топлива" (для сравнения: в США таких предприятий уже около ста, а на Чикагской товарно-сырьевой бирже уже два года выставляется на торги этиловый спирт, полученный из кукурузы).

В Минсельхозе РФ недавно посмотрели на проблему биотоплива стратегически: раз уж зерно превращается в энергоноситель, то почему бы крупнейшим его производителям не объединиться в картель? В июне глава ведомства Алексей Гордеев публично выступил с такой инициативой: "Я как министр, а также президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский приняли решение обратиться к крупным странам-производителям и экспортерам зерна с предложением создать международный координирующий орган по производству и торговле зерном "по типу ОПЕК"".

Было бы заманчиво установить контроль над новым энергорынком - вот уж тогда Россия станет просто супер-пупер энергетической державой! Да и западным производителям зерна картельный сговор на руку. Развивающиеся страны в рамках переговоров по ВТО требуют от них снижения уровня дотаций сельскому хозяйству; если же цены на зерно удастся поднять в рамках картеля, то почему бы тогда не снизить эти пресловутые субсидии? Вот только с пропитанием на нашей планете станет туго. Причем беднейшие страны больше всех пострадают от переквалификации сельскохозяйственных культур в энергетические...

Да, как это ни печально, но у биотоплива есть и малоприятная обратная сторона. В начале июля группа австрийских ученых обнародовала результаты исследования, согласно которым экологическая ситуация по мере развития потребления биотоплива не только не улучшится, но напротив, может существенно ухудшиться. Дело в том, что уже сегодня человечество потребляет почти четверть всех природных ресурсов, которые способна производить Земля. Эта доля неуклонно растет, сокращая количество ресурсов, остающееся другим обитателям нашей планеты. И если увеличение объемов добычи углеводородов, как и других полезных ископаемых, мало влияет на состояние флоры и фауны, то производство биотоплива может оказать на них существенное негативное влияние. Для выращивания "топливных" культур потребуются огромные площади плодородных земель. А где их взять? Конечно, можно перепрофилировать часть нынешних сельхозугодий, предназначенных для пропитания людей. Но это очень рискованный путь: может возникнуть нехватка продовольствия, о чем уже предупреждали "биоэнергетиков" эксперты ООН. Мировое производство зерна уже сейчас отстает от роста планетарных потребностей в продовольствии. При том, что значительная часть развивающихся стран - особенно африканских - испытывает хроническую нехватку продовольствия, выращивание топливных культур вместо пищевых было бы аморальным занятием. Впрочем, мораль мало совместима с интересами экономики...

Есть другой выход: расширять "топливные плантации", наступая на дикую природу. Но это серьезно сократит объем земных ресурсов, остающихся вне использования человеком. Могут исчезнуть многие виды флоры и фауны, а также целые экосистемы. Кроме того, в Аргентине и Бразилии - странах-передовиках биоэнергетики - под топливные плантации систематически вырубаются леса Амазонки - "легкие" нашей планеты. Так что вдобавок к прочим напастям на Земле не исключено наступление кислородного голода - такова плата за возобновляемое топливо.

Человечество уже не раз доказывало, что во имя экономического и технического прогресса и мнимой самодостаточности оно готово весь мир поставить с ног на голову. Стремясь облегчить себе жизнь, люди способны сделать ее невыносимой. Представьте себе картину из недалекого будущего: по всей земле - поля. На них колосятся тучные злаки, ровными рядами смотрят в небо громадные подсолнухи. Нет, это не решение продовольственной проблемы, это - топливо для миллионов автомобилей. А люди едят синтетические продукты - "полностью идентичные натуральным". Ученые давно доказали, что это намного полезнее... Много ли нужно для счастья в конце XXI века? Литров десять растительного масла или спирта - чтобы ехать, батон витаминизированного синтетического хлеба - чтобы поесть, баллон кислорода - чтобы подышать. И заметьте: никакой зависимости от ОПЕК или "Газпрома". Вот это жизнь!

Выбор читателей