Шейхи испугались высоких цен на нефть

Назревающая в ОПЕК дискуссия относительно возможности увеличения добычи нефти говорит о многом. Замедление мировой экономики из-за сверхвысоких цен на энергоносители может доставить экспортерам массу неприятностей




Начало новой недели ознаменовалось заметной коррекцией цен на нефтяном рынке. Фьючерсы Light Sweet и Brent в понедельник снижались, откатившись к обеду в район $76,5 за баррель (Light, Sweet Crude Oil, сентябрь) и $75,6 за баррель (Brent Crude, сентябрь), хотя еще в конце прошлой недели скачок цен на баррель Light Sweet в Нью-Йорке составил более $2, а на Brent в Лондоне более $1. Подобная динамика рынка в последние дни во многом объясняется сокращением запасов сырой нефти в штате Оклахома и восстановлением добычи в Северном море. Напомним, в середине июля добыча нефти на ряде нефтедобывающих платформ в Северном море была снижена в связи с плановыми сезонными ремонтными работами, что вызвало увеличение спроса на добываемую здесь нефть Brent.

Впрочем, в скором времени может появиться еще один важнейший фактор, влияющий на состояние мировых цен, причем, явно в сторону их стабилизации. Текущие цены на нефть примерно на $7 превышают ее реальную рыночную стоимость, что обусловлено опасениями по поводу безопасности поставок – с таким заявлением выступил вчера перед австрийскими СМИ генеральный секретарь ОПЕК Абдулла Аль-Бадри. При этом чиновник оговорился, что сказанное не означает, будто ОПЕК планирует вводить официальный коридор цен на нефть. По словам Аль-Бадри, картель устроит, если цена нефти не упадет ниже $50, однако цена выше $80 не удовлетворяет организацию.

Ранее глава картеля, министр энергетики ОАЭ Мохаммед аль-Хамли отмечал, что ОПЕК обеспокоена высокими ценами на нефть и их возможным воздействием на мировую экономику. При этом аль-Хамли не исключил возможности увеличения объемов добычи нефти странами картеля с целью снижения цен, заметив, что сроки такого увеличения пока не известны. Характерно, что до этого министр нефти Ирана Казме Вазмри Хамане сообщил прессе, что, по его мнению, ОПЕК не планирует обсуждать пересмотр квот на добычу на очередной встрече в Вене в сентябре.

Нарастающая в рядах ОПЕК дискуссия относительно возможности увеличения добычи говорит о многом. Так, например, еще в двадцатых числах июня Салем аль-Бадри по завершении консультаций с представителями ЕС заявлял о том, что ОПЕК отвергает призывы к увеличению объемов нефтепроизводства в связи с ростом цен. По его словам, нефти на рынке достаточно, а страны-потребители добиваются увеличения добычи черного золота исключительно для пополнения своих коммерческих резервных запасов, которые и без того находятся на очень высоком уровне.

Изменение риторики руководства ОПЕК может свидетельствовать о том, что представителям развитых стран все-таки удалось убедить нефтяных шейхов приступить к увеличению добычи, пусть хотя бы на словах. С другой стороны, последние заявления аль-Бадри могут означать начало масштабных перемен в сознании наиболее дальновидных членов картеля. В частности, это касается постоянно ужесточающихся прогнозов относительно будущего нефтяного рынка. Цифры $90 - $100 за баррель звучат все чаще, заставляя экономистов ухудшать общие прогнозы. Не секрет, что замедление мировой экономики, вызванное сверхвысокими ценами на энергоносители, может принести экспортерам нефти куда больше убытков и неприятностей, чем та прибыль, которую они получают сегодня. Не меньшее беспокойство вызывает и колоссальный рост потребления углеводородов в Китае и Индии. В соответствии с рядом прогнозов, именно это обстоятельство способно будет в скором времени ввергнуть в кризис мировой топливный рынок, а впоследствии и всю остальную экономику. Похоже, подобные опасения испытывают уже и в ОПЕК. Хотя, исходя их особенностей данной организации и схемы принятия и исполнения ее членами собственных решений, решение об увеличении добычи и экспорта нефти (вероятность которого сегодня значительно возросла) может оказаться и безнадежно запоздавшим.

Выбор читателей