Либералы с лицом качества

Приход Суркова на закрытую часть конференции партии Барщевского показал, что Кремль не против правых в составе будущей Думы. А возможно – они ему просто необходимы




Факт посещения Владиславом Сурковым заседания партии "Гражданская сила" воскресил угасшие было в среде аналитиков разговоры о будущем правого дела. Еще пару месяцев назад самые маститые из них пребывали в пессимизме. На демократическом фланге царила полная бесперспективность.

СПС, сделав в ходе региональных избирательных кампаний этого года ставку на левую риторику, из партии идеи (за что ее любили не такие многочисленные, но все же стойкие в своем чувстве адепты), превратилась в партию технологии. С правой идеей сегодняшних старых демократов связывают лишь страницы истории и спонсор партии – РАО "ЕЭС". В 2003 г. команда Немцова-Гозмана не смогла объяснить своему избирателю, какое отношению к среднему классу имеет роскошный интерьер самолета главного менеджера госмонополии. Нынешняя переориентация СПС на пенсионеров и бюджетников если и находит у кого понимание, так это у политтехнологов. Порой кажется, что левый политический фланг у нас воистину резиновый и свои проценты здесь могут набрать все, кто захочет.

Что касается "Яблока", то эта старейшая российская партия давно пребывает в коме, никак и ничем не оживляя политический пейзаж. Создается впечатление, что Григорий Явлинский несет службу хранителя бренда на тот случай, если его персона в качестве достойного и уместного власти "альтернативщика" будет востребована на президентских выборах в марте 2008 года.

Однако динамика на правом фланге все же ощутима. Ее фиксируют службы мониторинга, которые анализируют частоту "информповодов" той или иной партии или политической фигуры. Ее подметили рейтинговые агентства. Так, последний опрос ФОМ показал, что узнаваемость "Гражданской силы" составляет 15%. Скромный результат, если сравнивать в партийными монстрами. Феноменальный – если учесть время появления бренда (май этого года) и не ахти какую активность этой партии (опять же, в сравнении со старожилами).

Приход Суркова на закрытую часть конференции партии Барщевского показал, что Кремль не против правых в составе будущей Думы. А возможно – они ему просто необходимы. Появление и агрессивная напористость "Справедливой России", выскочившей как черт из табакерки под носом у главного кремлевского политтехнолога, нарисовало перспективы резкого крена влево будущей Думы. Слово "резкое" тут ключевое. Амбиции Миронова в той или иной степени были бы удовлетворены и так. Но сегодняшняя "рубка" эсеров с единороссами попахивает прогрессирующей борьбой без правил. Внушительные проценты "Единой России" под вопросом. И потому Суркову, как архитектору политической преемственности, нужны союзники. Найти их он может только справа. Участие в общении с "барщевцами" - ответ на вопрос "среди кого?"

Не в обиду "Гражданской силе" будь сказано, ее сила (то бишь шансы) кроется не в фигурах вождей – людей колоритных, но причастных к политике лишь недавно, - а в ее потенциальном избирателе. Демократический электорат никуда не делся, и Кремль не против его пристроить под правый проект. По силам ли это "Гражданской силе"? Проект их программы (анализ которой – отдельная тема), которой, собственно и была посвящена конференция, говорит по меньшей мере о соответствующих претензиях. Не исключено, что и сделан он был для партии "под ключ" каким-то кремлевским проектным бюро: известно, что те же подрядчики обслуживают идейно-пропагандистское содержание деятельности "Единой России".

Вероятность наличия по меньшей мере "пассивной помощи" со стороны Кремля косвенно подтверждает другой факт. Общаясь с одним из функционеров среднего звена из "Справедливой России", корреспондент "Yтра" случайно узнал о словах Миронова, произнесенных во время его недавнего рабочего визита в Новосибирскую область. На одной из закрытых встреч с местным активом лидер "Справедливой России" с огорчением заметил, что "Гражданской силе" уже решено "дать 8% на выборах, и мы должны принять этот факт за данность". Любопытно, что Барщевский, по случайности ли, или будучи в курсе сказанных Мироновым слов, после партийной конференции заявил прессе о том, что "7-8% – это не наш результат. Наш результат – либо 20-25%, либо 2-3%, если мы не будем услышаны".

Цифру в 25% никто, конечно же, в расчет не принимает. Ее следует рассматривать лишь как фигуру речи г-на Барщевского. Однако понятно, что все те же 8%, о которых обмолвился Миронов, стали бы более чем серьезным заделом для молодой и не слишком опытной партии. Программа за "качество жизни", которую Барщевский пиарит все последнее время, сама по себе не станет залогом успеха. Многое будет зависеть от того, вложит ли в партию денег бизнес, для которого приход Суркова – сигнал ничего не бояться и ничему не удивляться.

Выбор читателей