Хунта вывезла в джунгли сотни убитых монахов

Военные подавили антиправительственное восстание в Мьянме. Начальник разведки, бежавший из страны, рассказал о сотнях тайно убитых буддийских монахов




Антивоенные митинги в Мьянме вылились в истребление буддийских монахов. Из Янгона поступают данные о широкомасштабной операции военных по подавлению "шафранового" восстания.

Массовые волнения в Мьянме начались 19 августа. Люди вышли на улицы в знак протеста против режима военной хунты, который привел страну к тяжелому экономическому и социальному кризису. Антиправительственные марши, собравшие десятки тысяч жителей Янгона, организовали буддийские монахи. Хунта бросила на подавление беспорядков полицейских и солдат. Противостояние монахов и военных вылилось в кровопролитные сражения: манифестанты отвечали на стрельбу камнями и ножами. Сообщается также, что часть военнослужащих встали на сторону оппозиции. По некоторым данным, в ходе конфликта погибли больше десяти гражданских. Информация из Янгона доходит крайне скудная из-за организованной руководством страны информационной блокады. Данные о происходящем поступали во внешний мир благодаря немногим оставшимся в Мьянме иностранным журналистам и скрывающимся от властей блогерам.

Конфликт достиг высшей точки напряжения в пятницу, 28 сентября, когда военные перешли в наступление на оппозицию. Подходы к пяти самым большим монастырям в Янгоне были блокированы, в ходе рейдов по храмам солдаты арестовали несколько десятков духовных сановников. Магазины и офисы в столице Мьянмы закрыты, улицы обезлюдели. Город патрулируют около 20 тысяч солдат во избежание новых беспорядков. Хунта объявила, что восстание было подавлено, а духовенство взято под контроль властей. Беженцы из Янгона рассказывают, что после проведенной зачистки исчезли несколько тысяч монахов. Часть из них была арестована, другие заперты в собственных монастырях.

Начальник военной разведки северного региона Янгона 42-летний Хла Вин дезертировал и бежал из страны вместе с сыном. Оказавшись в безопасности, Хла Вин рассказал, что ему поступил приказ принять участие в зачистке двух монастырей. В ходе подобных рейдов солдаты сажали монахов в грузовики и увозили на расстрел. Разведчик говорит о сотнях тайно убитых буддистов, тела которых вывезены в джунгли. В Янгоне остались его жена и еще два сына, но Хла Вин не волнуется об их безопасности, так как его брат - влиятельный генерал в Мьянме.

Дипломат из Швеции Лизалотта Агерлид, находящаяся сейчас в Таиланде, была в Янгоне во время беспорядков. "Люди запуганы и прекратили борьбу, - говорит Агерлид, - революция в Мьянме закончена". По ее словам, несколько десятков арестованных монахов забили до смерти и сожгли.

Напомним, что ситуация в Мьянме неожиданно для многих стала одной из основных тем, затронутых президентом США Джорджем Бушем во время недавнего выступления на Генассамблее ООН. Государство, расположенное в Юго-Восточной Азии, находится под полным контролем военных, которые проводят очень жесткую внутреннюю политику и подавляют все проявления недовольства режимом. Международное сообщество в течение долгого времени требует от властей страны начать демократические преобразования и настаивает на освобождении из-под ареста лидера оппозиции - лауреата нобелевской премии мира Аун Сан Су Чи. Однако военные игнорируют эти призывы. Режим вызывает неприятие у большинства населения страны, но до последнего времени властям удавалось сдерживать проявления недовольства.

Ситуация начала обостряться в сентябре, когда правительство объявило о двукратном увеличении стоимости топлива. Уровень жизни в Мьянме достаточно низок, и эта мера, безусловно, больно ударила бы по финансовому состоянию многих граждан. На попытки опротестовать это решение власти ответили силовыми акциями: в городке Пакоку - одном из религиозных центров - военные избили монахов, заявивших о своем несогласии с действиями руководства страны. Это событие спровоцировало гнев буддистских священнослужителей, и они предъявили властям ультиматум с требованием извиниться перед пострадавшими. Однако военные проигнорировали требования монахов и пригрозили расправой над участниками волнений. В ответ на это священнослужители выдвинули политические лозунги, потребовав легализовать оппозицию и освободить Аун Сан Су Чи.

Убедившись в том, что правительство не собирается идти на уступки, монахи организовали акции протеста. Немалая часть населения страны поддержала действия священнослужителей. Так, 24 сентября на улицы крупнейшего города государства Янгона вышли 100 тысяч манифестантов, из которых 30 тысяч монахов. На подавление антиправительственных выступлений были брошены войска, пустившие в ход слезоточивый газ и дубинки. Пока не удается установить точное количество жертв. Солдаты врываются в буддистские монастыри и изгоняют из них священнослужителей. Кроме того, в стране фактически приостановлена работа Интернета, аресту подверглись сотни лидеров демонстрантов.

События в Мьянме вызвали бурную реакцию на Западе. Джордж Буш заявил, что США вводят новые санкции против военного режима страны. В числе политических и общественных деятелей, высказавшихся в поддержку монахов, были Папа Римский и премьер-министр Великобритании Гордон Браун. О готовности Японии ввести санкции против Мьянмы заявил министр иностранных дел страны Нобутака Матимура. Находящиеся в изгнании мьянмские оппозиционеры, проживающие, в основном, в США и в Таиланде, заявили, что последние события могут привести к хаосу и к падению режима генерала Тан Шве. С целью прекращения кровопролития в регион был направлен помощник генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, дипломат Ибрагим Гамбари. В середине прошлой недели он встретился с заключенной Аун Сан Су Чи, а в воскресенье обсудил сложившуюся ситуацию с представителями правительства Мьянмы. Правда, получить аудиенцию у главы государства Тан Шве спецпосланнику генсека ООН не удалось.

Тем временем в европейских столицах продолжаются митинги в поддержку монахов. Демонстранты проводят шествия по центральным улицам городов и устраивают пикеты под стенами посольств Мьянмы, а также Китая и России, выступающих против немедленного введения санкций против этой страны.

Пекин и Москва осуждают силовые акции, осуществляемые властями против буддистских монахов и их сторонников, однако не поддерживают предложения Запада, касающиеся срочных и решительных мер против Мьянмы. Представитель КНР в Совбезе ООН наложил вето на принятие резолюции, предусматривающей введение санкций. Наряду с Ираном и Косовом, это еще один вопрос международной политики, по которому Россия и Китай совместно оппонируют Европе и США. Пекин считается ключевым политическим и экономическим партнером Мьянмы, осуществляя немалые по местным меркам инвестиции в эту страну. Кроме того, Китай очень рассчитывает на допуск к разработке мьянмских газовых месторождений. Москва уже имеет с Мьянмой соглашение, предусматривающее добычу нефти и газа, в то время как санкции, а тем более смена власти в стране могут поставить под вопрос исполнение Мьянмой своих обязательств перед Россией и Китаем.

Обострение ситуации в стране невозможно рассматривать в отрыве от общих тенденций современной мировой политики. Лишним подтверждением тому может послужить упоминание конфликта грузинским президентом Михаилом Саакашвили во время выступления на Генассамблее ООН. И особенно в части сравнения событий в Мьянме с "цветными" революциями, имевшими место в Грузии и на Украине. Из внутригосударственного мьянмский конфликт стремительно разрастается до уровня противоречий между основными мировыми игроками, желающими использовать обострение обстановки в целях укрепления своих позиций в регионе.

Выбор читателей