Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Теперь, как это уже отметили политики и комментаторы, декабрьское голосование превратится в референдум о доверии действующему президенту, который взял на себя функции партийного "паровоза" и гаранта победы "Единой России" на предстоящих выборах, что существенно меняет весь предвыборный расклад.
Если же посмотреть на этот сюжет с точки зрения аппаратных игр, то перспектива их прекращения выглядит весьма сомнительной. Более того, сегодня можно говорить об обострении борьбы вокруг сценария раскрутки второй "партии власти" и ужесточения конкуренции за право поучаствовать в предвыборной кампании ЕР, которая уже превращается в структуру, пронизывающую все институты исполнительной власти. То есть в некий аналог КПСС. Эта ассоциация прямо следует из слов Путина, назвавшего ЕР "связующей силой всего российского общества, силой, обеспечивающей политическую стабильность и реализацию социально-экономических программ". Одновременно стоит отметить признание президентом того факта, что государственные институты и демократические процедуры не в состоянии гарантировать единство и управляемость такой огромной страны, как Россия.
Нечто подобное говорили в конце 1990-х гг. и некоторые эксперты, считавшие, что Россия оказалась на грани распада не только вследствие экономических проблем, но и из-за того, что с упразднением КПСС она лишилась партийной системы управления. Ведь та "прошивала" всю страну, дублируя и укрепляя пирамиду исполнительной власти. Уже в начале 1990-х, почувствовав, что почва уходит из-под ног, властные элиты попытались решить проблему консолидации путем "изобретения" национальной идеи, однако из этой затеи ничего не вышло. В результате к концу второго президентского срока Ельцин столкнулся с ростом сепаратистских настроений, параличом управления и губернаторской фрондой. Получив страну в состоянии полураспада, Путин с первых дней начал укреплять систему управления, то есть строить пресловутую "вертикаль власти". Так, уже через три недели после инаугурации был учрежден институт полпредов, а параллельно на базе движения "Единство" началось строительство новой "партии власти".
Сегодня, готовясь передать исполнительную пирамиду в распоряжение нового президента, Путин решил усилить и напрямую связать со своим именем партийную вертикаль, рассчитывая в дальнейшем использовать ее в качестве одной из возможных точек опоры. При этом он категорически отказался от членства в "Единой России", но вполне позитивно отреагировал на предложение занять после ухода с поста президента кресло главы правительства. Для реализации этого сценария, по словам Путина, необходимо выполнение двух условий. Во-первых, убедительная победа "Единой России" на декабрьских выборах; во-вторых, "президентом страны должен быть избран порядочный, дееспособный и эффективный человек". То есть такой политик, в паре с которым он мог бы работать.
Этот фрагмент выступления президента уже спровоцировал прогнозы, касающиеся перспектив политической реформы: то есть замены президентской системы правления на парламентскую или парламентско-президентскую.
Между тем пока серьезных оснований для подобных ожиданий нет. В случае победы в марте 2008 г. кандидата, выбранного Путиным в качестве преемника - а в этом сегодня мало кто сомневается, - проблема назначения главы правительства будет носить чисто технический характер. Иными словами, для того чтобы Путин мог занять этот пост, совсем не обязательно менять Конституцию. С другой стороны, события в соседней Украине показали, к чему может привести поспешность в принятии подобных решений.
Что касается разговоров о том, что действующий президент был вынужден возглавить список "Единой России" просто потому, что иначе она не имела шансов получить большинство в парламенте, то они не являются совсем уж беспочвенными. Тем не менее следует понимать, что столь серьезные решения не принимаются без учета всех возможных последствий и подробной проработки сценариев. И, судя по всему, такая подготовка была проведена. Но очевидно другое: как скажется реализация этого сценария на дальнейшем развитии страны.
Ведь вся схема отношений между президентом и "Единой Россией" противоречит традициям, сформированным старыми демократиями. Так, стандартная схема превращения политика в президенты подразумевает его членство в партии, которая выдвигает его кандидатом на пост президента. То есть партия выступает в роли кузницы кадров, или, вернее, в качестве некой открытой корпорации с закрытым "Советом директоров", который и кооптирует одного из своих членов на главную руководящую должность страны.
В России же все происходит ровно наоборот: всенародно избранный беспартийный президент занимается партийным строительством, а потом еще и рискует своим имиджем ради того, чтобы обеспечить победу партии, членом которой он не является. Все это делается в обстановке, слишком уж напоминающей съезды КПСС времен развитого социализма.
Верноподданнический восторг делегатов съездов имел вполне прагматичные объяснения, связанные с тем, что, согласившись возглавить список "Единой России", Владимир Путин не только обеспечил победу партии на выборах, но положил конец состоянию неопределенности относительно сценария решения "проблемы-2008". Новый президент будет всего лишь главой исполнительной вертикали, то есть в некотором смысле технической фигурой. И такой подход, похоже, вполне устроил значительную часть властных элит именно тем, что он означает сохранение статус-кво, в рамках которого можно продолжить привычную конкуренцию за посты, преференции и сферы влияния.
Ситуация резко изменилась