Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В целом по стране подорожание затронуло почти 90% продовольственных товаров, и рост цен продолжается в режиме реального времени. Эксперты рынка говорят, что к ноябрю молоко будет стоить уже вдвое больше, чем стоило летом. Даже водка подорожает на четверть. В некоторых регионах (в частности, в Калининграде) зафиксированы вспышки потребительской паники – народ брал магазины штурмом и сметал с полок продукты. В столичных торговых сетях отмечены случаи исчезновения с прилавков особо ликвидных товаров, вроде подсолнечного масла: оно вдруг "заканчивалось" и вскоре появлялось уже с новыми ценниками.
Что же происходит? Неужели в России назревает новый кризис? Не разразится ли сейчас какой-нибудь продуктовый дефолт или ценовой беспредел вроде гайдаровского? Нет, эксперты так не считают. Они утверждают, что с экономикой страны в целом все в порядке. А продукты дорожают, главным образом, из-за внешних факторов. Дефицит продовольствия начинает остро чувствоваться во всем мире.
Началось с зерна. В этом году основных его производителей постиг неурожай – и Австралию, и Канаду, и Европу. А переходящие запасы по всему миру как назло оказались рекордно низкими за последние четверть века. В итоге зерно подорожало за год почти на 80%, и за ним поползла вверх вся цепочка продовольственных товаров, в производстве которых оно используется: мучные изделия, мясо молоко и его производные (ведь в животноводстве без фуражного зерна не обойтись). Например, в США и Европе практически вся молочная продукция выросла в цене на 50 - 80%, а в Китае почти вдвое подорожала свинина. Основные виды продовольственного сырья не только дорожают – их попросту не хватает. Например, во всем мире наблюдается дефицит сухого молока, используемого в приготовления огромного числа продуктов. Собственно, именно этот дефицит сказался и у нас на ценах на молочную продукцию – не секрет, что российские производители давно "подсели" на сухое молоко (вместо цельного натурального), в основном, импортное (поголовье российских буренок за последние годы сильно сократилось, и они не в состоянии обеспечивать страну молоком). Не слишком оптимистичная картина наблюдается и на мировом рынке растительного масла: увеличивающийся спрос на него и повсеместный неурожай подсолнечника взвинтили цены почти вдвое (в России подсолнуховых семечек в 2007 г. соберут около 5,5 млн т против 6,75 млн т в прошлом году).
Что касается причин возникновения столь тревожной ситуации на мировом рынке продовольствия, эксперты выделяют как минимум три. Во-первых, рост спроса на продовольствие опережает рост его производства. То есть в таких густонаселенных странах, как Китай и Индия, становится все больше платежеспособных "едоков", желающих потреблять в избытке качественную пищу. А ее не хватает. Во-вторых, дорогу людям перешли автомобили. Сельхозугодья по всему миру перепрофилируют под выращивание "энергоносителей" для биоэтанола и биодизеля, и под продовольственные культуры посевных площадей не хватает. В Евросоюзе в этой связи даже собираются отменить директиву, предписывающую фермерам оставлять 10% пашни под паром. Это даст возможность увеличить урожаи. И третьим неблагоприятным для сельскохозяйственного рынка фактором стали участившиеся капризы природы: засухи и наводнения практически во всем мире чередуются с завидным постоянством.
Россия на общем фоне выглядит неплохо: в целом цены на продовольствие у нас выросли гораздо меньше, чем в других странах. Да иначе и быть не может: в России проживает лишь 2% мирового населения, тогда как ее сельхозугодья составляют 9% от мировых. Конечно, нынешний уровень развития АПК не позволяет стране прокормить не то что всю Европу (как сто лет назад), но и себя. Более того, многие эксперты уверены, что в условиях роста цен на продовольствие государство начнет административно ограничивать экспорт этих товаров. Так, уже известно, что с 1 ноября будет введена 30%-я пошлина на экспорт зерна. Таким образом, роль крупного экспортера продовольствия России пока не очень удается. Впрочем, потенциально она все-таки способна ее играть. Об этом свидетельствует хотя бы та тяга к земле, которая сохранилась у нашего народа несмотря ни на что: по данным Минсельхоза, частные подворья (то есть дачные сады и огороды) производят половину продовольствия в стране. Пока дело обстоит так, продовольственные кризисы нам не страшны.
Президент оказался с изюминкой