Европа боится новой "газовой атаки"

Наученные горьким опытом европейцы, несмотря на благополучное разрешение очередного российско-украинского газового скандала, не спешат успокаиваться: они предвидят новые проблемы с поставками газа




Европейцы постепенно привыкают к тому, что конфликты между Россией и Украиной на почве газа происходят с завидной регулярностью. При этом газовые отношения между двумя некогда братскими республиками становятся все более запутанными, и разобраться в том, кто из них прав, а кто не прав, стороннему наблюдателю уже просто не под силу. Именно поэтому на октябрьский ультиматум "Газпрома" Киеву Европейская комиссия отреагировала оперативно, но неконкретно. В тот же день она выступила со специальным заявлением, в котором просто призвала российский концерн и правительство Украины "как можно быстрее решить проблему долга и поставок газа". Вникать в суть спора европейцы на этот раз даже не пытались.

И, в общем-то, правильно сделали, поскольку разобраться в этом вопросе до сих пор не может большинство экспертов. Хотя и проблема уже улажена, и соответствующий договор подписан, и поставки газа продолжаются как ни в чем не бывало. "Разногласия между "Газпромом" и Киевом разрешены" – это все, что смог понять комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс. "Газовые поставки в Европу находятся вне опасности благодаря заключенному между "Газпромом" и Украиной соглашению", – резюмировал он.

В чем же суть этой внезапно возникшей и быстро решенной проблемы? Как известно, 2 октября "Газпром" заявил, что украинская сторона накопила более $1,3 млрд долга за поставленный ей газ и что концерн сократит свои поставки на Украину в случае непогашения этого долга в ближайшее время. Официальный Киев тут же заявил, что задолженность создана хозяйствующими субъектами республики. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко уточнил, что на самом деле речь идет о долге не Украины, а посредников – "РосУкрЭнерго" (50% акций которого принадлежит "Газпрому") и "УкрГазЭнерго" (созданного на паритетных началах "РосУкрЭнерго" и НАК "Нафтогаз Украины" – то есть на четверть также принадлежащего "Газпрому"). Получается, что "Газпром" должен частично сам себе... Но какова бы ни была логика Киева в этом вопросе, уже 3 октября украинский министр поехал в Москву, где договорился о продлении срока погашения этого странного долга до 1 ноября. Затем 9 октября в Москву приехал премьер-министр Виктор Янукович. Тогда и было подписано соглашение об урегулировании долговой проблемы на уровне хозяйствующих субъектов. Первый платеж на счет "РосУкрЭнерго" от "УкрГазЭнерго" на $200 млн должен поступить до 22 октября, иначе посредническая компания начнет сокращать объемы поставок. Таким образом, долг будет выплачиваться по цепочке – от украинских потребителей посредникам, а от них – поставщикам.

Тут немудрено запутаться, кто кому и сколько должен. Дело в том, что снабжение Украины газом осуществляется по сложной схеме. Сначала "Газпром" через свою дочку "Газпромэкспорт" приобретает газ в Туркмении, Узбекистане и Казахстане. Затем дочка продает этот газ "РосУкрЭнерго" (зарегистрированной в Швейцарии). Эта компания смешивает дешевый среднеазиатский газ ($100 за тысячу кубометров) с дорогим российским ($230 за тысячу кубометров) и доставляет до границы России с Украиной, где перепродает его "УкрГазЭнерго". Та, в свою очередь, самостоятельно реализует часть газа на украинском рынке, а часть продает компании "Нафтогаз Украины", которая обеспечивает топливом теплоснабжающие предприятия и бюджетные учреждения в стране.

Кто из звеньев этой цепочки кому должен и сколько – разобраться очень сложно. Но ясно одно: в итоге все должны "Газпрому". Так, по словам первого замглавы секретариата президента Украины Александра Шлапака, украинский долг выглядит следующим образом: $700 млн – это задолженность НАК "Нафтогаз" перед "УкрГазЭнерго", еще $300 млн – долг "УкрГазЭнерго" перед "РосУкрЭнерго" и еще $300 млн – долги "РосУкрЭнерго" перед "Газэкспортом". Итого – $1,3 млрд, о которых и говорил сам "Газпром".

Впрочем, и это цифра, как выяснилось, не окончательная. Российский премьер Виктор Зубков на переговорах с Януковичем заявил, что общая сумма долга перед "Газпромом" на начало октября составила около $2 миллиардов. И возражений с украинской стороны (по крайней мере, на официальном уровне) вроде бы не последовало. Но, по всей видимости, эта цифра возникла путем сложения долгов украинских потребителей как "Газпрому", так и "РосУкрЭнерго" (где, напомним, "Газпром" имеет 50%-ю долю).

В соответствии с такой структурой долга весьма непростой получилась и схема его погашения. Так, долг "Газпрому" в размере $1,2 млрд гасится за счет продажи "Газпромэкспорту" газа, находящегося в собственности "РосУкрЭнерго" и хранящегося в подземных хранилищах. В этой связи, естественно, возник спор о том, по какой цене продавать газ – по старой или по новой. Но, судя по тому, что украинский премьер уверенно говорил о передаче "Газпрому" в счет долга 8 млрд кубометров газа, их цена составила $150 за тысячу кубов. А оставшаяся часть задолженности (то есть долг украинских потребителей посреднику "РосУкрЭнерго") в размере $929 млн будет погашена за счет собственных оборотных средств "УкрГазЭнерго" и "Нафтогаза". Как бы то ни было, проблема долга улажена. Если, конечно, все платежи будут осуществлены в установленный срок.

Впрочем, наученные горьким опытом европейцы не спешат успокаиваться: они уже предвидят новые проблемы с поставками газа с востока. Комиссар Андрис Пиебалгс не сомневается, что переговоры по ценам на газ для Украины на следующий год гладко не пройдут и возможны новые конфликты. Сейчас газ (российский, смешанный с более дешевым среднеазиатским) обходится Украине в $130 за тысячу кубометров. Но топливо дорожает, и украинское правительство уже прогнозирует для страны цену в $143 за тысячу кубов, а в бюджете на 2008 г. заложен показатель в $160. Однако эксперты полагают, что, скорее всего, цена составит около $180 – критической отметки с точки зрения рентабельности украинской экономики. И тут интересный, кстати, нюанс: незадолго до того, как был поставлен ребром вопрос о долге, "Нафтогаз Украины" похвалялся, что, дескать, в его подземных хранилищах газа достаточно, чтобы поторговаться с "Газпромом" о цене будущих поставок. И тут же выяснилось, что газ, закаченный в украинские хранилища, фактически еще не был оплачен. А теперь он вновь принадлежит "Газпрому", так что украинская сторона лишилась своих козырей на переговорах о цене. Уж не в этом ли главная подоплека всего дела о двух миллиардах? Но и Украина этого дела так не оставит (особенно, если новое правительство возглавят "оранжевые"). В общем, европейцам есть от чего беспокоиться: поставщик и транзитер накануне очередной газовой ссоры. "Впереди нас также ждут тяжелые времена" – переживает за Европу комиссар Пиебалгс.

Выбор читателей