ВГИК начинает культурный забег

Сегодня в Москве начинает работу Международный фестиваль ВГИК. В программе этого конкурса студенческого творчества – 140 игровых, документальных и анимационных фильмов, а также шесть театральных постановок




Сегодня в Москве начинает работу XXVII Международный фестиваль ВГИК. В программе этого конкурса студенческого творчества – 140 игровых, документальных и анимационных фильмов, а также шесть театральных постановок. Кроме обширной конкурсной программы, в рамках фестиваля с 15 по 20 октября пройдут технические презентации, научная конференция, мастер-классы, фотовыставки, концерты и несколько ретроспектив.

Будет показана программа фильмов Европейского фестиваля киношкол, организованного киноархивом Болоньи. Этот итальянский архив, основанный в 1960-е гг., содержит более 18 тыс. фильмов в формате 35 и 16 миллиметров. Кроме собственно хранилища, в него входят кинотеатры, библиотеки и архивы изобразительных материалов, предоставляющие посетителям единое пространство для просмотров, исследований, консультирования. Среди проектов архива – восстановление фильмов Чарли Чаплина. Наследники актера именно болонскому архиву доверили реставрацию более восьми десятков лент легенды мирового кино.

Программа Европейского фестиваля киношкол включает в себя фильмы молодых бельгийских, голландских, английских, словенских и израильских кинематографистов, а также документальный проект режиссеров Бернардо Болоньеси и Дарио Занаси "Сеньор Росси едет в Лапландию", снятый при участии Аки Каурисмяки и Нанни Моретти. Эту картину на вгиковском фестивале представят сами режиссеры.

Киноклуб Round Robin, организованный студентами ВГИК, представит на фестивале сразу несколько ретроспектив, объединенных общим названием - "Синематика в трех измерениях: Синефилия, Страсть и Медиа". Тематика связана с идеей "студенческого" кино, которое часто начинается с обыкновенного любительства, внутренней необходимости снимать фильм во что бы то ни стало. Или, наоборот, с импульсов к действию, исходящих из самого кинематографа, из его истории и образности. Продолжением в обоих случая является сложное взаимодействие с технологией. Три компонента – синефилия, страсть и медиа – составляют, по мысли кураторов ретроспектив, "декартову систему координат" в приложении к экранному творчеству. Внутри ее "осей" располагаются четыре программы: "Кинолюбители", "Дневники", "Медиаполе и его пользователи", "D6J5" – каждая из них со своими тремя координатами. Где-то на первый план выходит чистый импульс к действию, где-то – синефилия как культурная память, всепроникающий образ кино; в других случаях – выразительность технологии, избранного средства сообщения.

Программа "Кинолюбители" посвящена экспериментам рубежа 1960-х, когда любители из смежных областей искусства с неожиданным, необыкновенным "чувством кино" значительно обогатили традиционный опыт. Во многом эти эксперименты были стимулированы появлением удобных и доступных кинотехнологий – легких в обращении камер, пленок с высокой светочувствительностью. Одновременно во всех картинах этой программы так или иначе присутствует кино как объект, сюжет и метафора, а игра с его историей – как художественный принцип. То и другое – плод любви-культа, которую в конце 1950-х привнесли в кино "дети Синематеки", недавние кинокритики – зачинатели французской Новой волны. Сложное переплетение киноклише и "игр в правду"; реальность, воспринятая через образы кино; бесконечная репрезентация с "умножением" экранов – все это характеризует фильмы программы "Кинолюбители".

В программе "Дневники" представлены авторы, которые ограничены "внутренней империей" своего "домашнего видео" (Джонатан Кауэтт, Стэн Брекедж, Дерек Джармен), художники, которые начинают с себя и продолжают "писать" время, место, пространство вокруг (культурологические и краеведческие дневники Вима Вендерса, Йонаса Мекаса, Петера Форгача), создавая с помощью камеры свою личную вселенную и, непроизвольно, – документы истории.

Программа "Медиаполе и его пользователи" посвящена новым технологиям (видео, телевидение, Интернет), которые позволяют художнику избавиться от давления материала и устоявшейся формы и наделить их собственным значением. Эта альтернатива Искусству с большой буквы или антиискусство, взламывающее приемы традиционной культуры в целом, представлено фильмами режиссеров, работающих с новыми экранными формами (Жан-Люк Годар, Питер Гринуэй), работами мастеров "параллельного кино" – братьев Алейниковых, Юхананова, Евгения "Дебила" Кондратьева, Юфита, молодых видеохудожников – Алимпиева и группы "Синий Суп", а также проектами призеров "Медиа Форума" – официальной программы Московского международного кинофестиваля, посвященной медиаискусству.

D6J5 – ретроспектива фильмов Дерека Джармена – посвящена 65-летию британского режиссера, известного также своими живописными работами, литературными опытами, борьбой за права сексуальных меньшинств и, кроме того, изысканными садами, которые он выращивал. Джармен – создатель 11 выдающихся фильмов, из которых на фестивале будут показаны "Караваджо" (1986), "Все, что осталось от Англии" (1988), "Сад" (1990), "Эдуард II" (1991) и более 35 короткометражных лент.

Все показы фестиваля носят образовательный и некоммерческий характер.

Выбор читателей