Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
О том, что запахло жареным, первым догадался президент. Вчера он призвал Тимошенко активизировать создание коалиции (предусмотрительно назначив ответственной именно ее, а не своих единомышленников из НУ-НС). Впрочем, скорее, Ющенко ведет очередную игру для отвода глаз: планы по развалу "оранжевой" команды в пользу широкого альянса с участием ПР приписывают как раз ему. Игра, надо отметить, пока выглядит вполне достоверно: президент даже призвал к внедрению "той политики отношений между оппозицией и властью, которую можно назвать конструктивной". Всячески подчеркивая, что Янукович ему не самый близкий товарищ, Ющенко при этом не упускает случая покритиковать программу "оранжевых".
Так, на днях президентский секретариат озвучил неудовольствие патрона в связи с обязательствами БЮТ и НУ-НС в рамках коалиционного соглашения. По словам главы СП Виктора Балоги, обязательства "оранжевых" должны быть "тщательно взвешены, реалистичны и безупречны с точки зрения соблюдения норм конституции, в их действиях не может быть ни грамма блефа". Между тем, ряд положений программы действий будущего правительства, сформированного коалицией, прямо вмешиваются в сферы исключительных прерогатив президента: "согласно конституции, только глава государства обеспечивает национальную безопасность, составляющие которой – комплекс вопросов обороны, военно-технического сотрудничества, энергетики. Решение в этой плоскости могут принимать президент и Совет национальной безопасности и обороны, но никак не парламентское большинство или правительство", – подчеркнул Балога. Кроме того, коалицию попросили не лезть в военную организацию государства и сектор безопасности, поскольку это прерогатива главы государства и СНБО.
Утверждение БЮТ о том, что на профессиональную армию не нужно много денег, Балога назвал "весьма смелым", равно как и планы погашения долга Сбербанка в $25 млрд на безынфляционной основе. Спорной кажется ему и самоуверенность "оранжевых": эффективная работа новоизбранной Рады "требует создания резерва голосов, а значит, поиска союзников", отметил Балога, намекая на невысокий запас прочности коалиции БЮТ и НУ-НС в два голоса. Кстати, при этом глава президентского секретариата многозначительно высказался "за поддержание широкого диалога в Верховной раде шестого созыва".
Перечисленные им тезисы раздражают не только Ющенко, но и "Нашу Украину". Так, экс-премьер Юрий Ехануров потребовал, чтобы при создании коалиции блоки НУ-НС и БЮТ согласовали позиции о возврате утраченных вкладов в Сбербанке СССР, реальные сроки реформирования ВС и планы вероятной ревальвации гривны, а также планы по отмене моратория на продажу земли, новый закон об акционерных обществах, изменения законодательства о государственных закупках, изменения в закон о кабмине. Противоречий, как оказалось, более чем достаточно, а заявления Тимошенко о том, что их удалось преодолеть, не совсем соответствуют истине.
Между тем, все эти спорные пункты были заложены в предвыборной программе Тимошенко. Если сейчас союзники дадут ей "от ворот поворот", получится, что Юлия Владимировна "не отвечает за базар". Что, в свою очередь, не лучшим образом скажется на ее электоральной поддержке. Если Тимошенко хочет сохранить доверие избирателя – ей придется вступить в конфликт с союзниками. Возможно, там именно этого и добиваются. После чего можно будет смело помахать Юлии Владимировне ручкой и пойти договариваться с Януковичем. Кстати, ранее Тимошенко уже подвергалась "вдумчивому анализу" за обещания выделить оппозиции ряд руководящих должностей в парламенте и органах исполнительной власти. Янукович от такой непомерной щедрости отказался, а НУ-НС заявил о том, что слова лидера БЮТ "необходимо откорректировать". Впрочем, здесь Тимошенко, скорее, поплатилась за чужие грехи: к тому, чтобы не обидеть оппозицию, призывал изначально Виктор Ющенко. Тимошенко же решила услужить президенту и оказалась крайней.
Опасность, между тем, нависла не только над коалицией, которая фактически трещит по швам, но и над всей Радой нового созыва. Как известно, ЦИК приостановил публикацию окончательных результатов выборов до решения Высшего административного суда относительно законности действий ЦИК во время установления результатов внеочередных выборов, что отсрочило формирование коалиции. Несогласие с результатами выборов выразили Прогрессивная социалистическая партия, Всеукраинская партия народного доверия, Соцпартия, некоторые коммунисты. Представитель НУ-НС Роман Зварич утверждает: несмотря ни на что, ВР шестого созыва заработает не позже 15 ноября. Официальное объявление итогов выборов уже состоялось, независимо от запрета суда, напомнил он. Тем не менее, очередное судебное разбирательство дает заинтересованным сторонам лишний повод усомниться при необходимости в легитимности парламента.
Сторонники Януковича, наблюдая за этими душераздирающими процессами, готовятся к длительной осаде. Рада может работать без коалиции целый год, считает кандидат в депутаты от Партии регионов Тарас Чорновил. (Именно такой временной запас отводит украинская конституция избранному досрочно парламенту.). Так что если коалицианты переругаются, парламент будет работать все это время в формате простого большинства, а нынешнее правительство – в статусе "и.о.". Что, в целом, не очень хорошо – а потому, намекнул Черновил, чем скорее "оранжевые" разойдутся, тем скорее появится новый, дееспособный альянс. "Позиция ПР сегодня заключается в том, чтобы, перефразируя Конфуция, спокойно сидеть на берегу Днепра и ждать, пока поплывут трупы мертворожденных надежд "оранжевой" коалиции. После этого мы начнем нормальный переговорный процесс по созданию широкой коалиции. А пока что мы в наблюдательной позиции. Хотя готовы к созданию широкого большинства", – отметил он.
"Регионал" Юрий Мирошниченко, со своей стороны, не исключает того, что Партия регионов начнет формировать теневой кабмин. Если, конечно, официально окажется в оппозиции. "Я не исключаю, что Партия регионов будет использовать этот инструмент политической деятельности, с тем, что бы сформировать программную альтернативу, альтернативный курс", – заявил он радио "Свобода".
Брюссель знает, чего хочет
Противник целился в мирные соцобъекты