"Справедливая Россия" цепляется за жизнь и президента

Главная проблема предвыборной кампании в том, что околовластные группировки вошли в настоящий клинч. На поле публичной политики это выглядит как противоборство двух партий




Заявление депутата петербургского ЗаКса Алексея Тимофеева, предложившего "Справедливой России" самораспуститься, "чтобы не устраивать соперничества двух пропрезидентских партий", хорошо вписалось в картину саморазрушения партии Миронова. Но одновременно оно может стать катализатором противостояния двух "партий власти" и еще больше обострить борьбу между поддерживающими их "кремлевскими башнями".

Решение Путина возглавить избирательный список ЕР выбило из-под "Справедливой Росси" главную часть ее идеологической платформы – поддержку президента. Что было немедленно отмечено комментаторами. А уже через день член думской фракции "Единая Россия" и по совместительству лидер партии "Патриоты России" Геннадий Семигин, выступая на пленарном заседании Госдумы, озвучил идею самороспуска "Справедливой России", предложив ей влиться в состав "Единой". Правда, речь тогда шла не о партиях в целом, а о парламентских фракциях. Но это, в конечном счете, не важно.

Интересно другое. Отождествив свое имя с "Единой Россией", президент деморализовал определенные группы элит, но не потенциальный электорат "Справедливой России". Паника началась среди собранной с "бору по сосенке" верхушки "эсеров", т.е. людей, планировавших обосноваться на политической сцене, используя СР в качестве тягловой силы. Одновременно заволновались и начали отворачиваться от "Справедливой России" региональные лидеры, ранее пытавшиеся балансировать между двумя "партиями власти" в надежде не проиграть при любом раскладе.

Что касается избирателей, то, судя по недавнему опросу Левада-центра, рядовых граждан привлекают именно популистские лозунги СР, а не ее близость к президенту. Во всяком случае, только 3% собирающих голосовать за партию Миронова заявили, что делают это потому, что "она поддерживает президента", а 30% объяснили свой выбор тем, что им нравятся программа и лозунги партии. Комментируя эти данные, аналитики уже порекомендовали "Справедливой России" оставить в покое Путина и активнее эксплуатировать тему социальных проблем, которых в стране хватает.

Если же посмотреть на этот сюжет в контексте аппаратной борьбы, то заявление Тимофеева носит провокационный характер, свидетельствующий о готовности российских элит вести войну без правил. Именно на это обратили внимание представители "Справедливой России". Сергей Миронов заявил, что "выступление Алексея Тимофеева было подготовлено "Единой Россией", т.е. является предвыборной провокацией. Лидер санкт-петербургского отделения СР Оксана Дмитриева расценила действия Тимофеева как "попытку технологического давления" на "Справедливую Россию". Более того, Дмитриева использовала этот скандал для партийного пиара, подчеркнув, что "основные усилия партии власти направлены именно против "Справедливой России" потому, что "только эта партия реально составляет мощную политическую конкуренцию, и ее больше всего боятся".

В том же духе высказался и коллега Тимофеева по фракции СР в питерском ЗаКсе Алексей Ковалев, связавший "провокацию" с активизацией предвыборной борьбы и одновременным приездом в Санкт-Петербург "для общения с избирателями" лидеров "Единой" и "Справедливой России". Ведь не случайно же заявление Тимофеева прозвучала в ходе заседания ЗаКса сразу после выступления Миронова, который в это время уже покинул зал и отправился общаться с журналистами. Причем спикер городского парламента, член "Единой России" Вадим Тюльпанов даже не попытался прервать выступление Тимофеева, хотя оно и не соответствовало регламенту и повестке дня заседания. Фракция единороссов встретила предложение эсера-отступника аплодисментами, а в кулуарах ее члены назвали предложение о самороспуске СР "признанием ее поражения", подчеркнув, что Тимофеев выразил умонастроение большинства членов "Справедливой России" и что эту партию "вообще не стоило создавать".

Между тем, Сергей Миронов, отмахнувшись от результатов соцопросов и рекомендаций экспертов, дал понять, что и дальше намерен эксплуатировать тему поддержки Путина: "Наша партия поддерживает президента и будет поддерживать его впредь. И идея о третьем сроке, которую я выдвигал, продолжает жить. Я не исключаю, что наша партия будет инициировать этот вопрос". И, как по команде, в тот же день под лозунгом "Путина – на третий срок" вышла на тысячные митинги молодежь Чечни.

Эта готовность сосредоточиться на вопросе о "третьем сроке" только подтверждает слухи об обострении борьбы в президентском окружении и о намерении части элит любыми средствами сохранить статус-кво и, что не менее важно, свое собственное положение при власти. На поле публичной политики это выглядит как противоборство двух партий. При этом "Единая Россия" пытается доказать ничтожность своих оппонентов, а "Справедливая" прямо апеллирует к президенту, акцентируя внимание на том, что против партии используются недопустимые технологии.

Но главная проблема предвыборной кампании – не в партийной борьбе, а в том, что околовластные группировки вошли в настоящий клинч. Этим нынешние выборы отчасти напоминают ситуацию 1996 года, когда противоборство "силовиков" и "либералов" привело к их лобовому столкновению между первым и вторым турами президентских выборов. Не исключено, что на этот раз проблемы не удастся разрешить в течение нескольких часов, и тогда нынешний конфликт элит может обойтись стране и ее гражданам гораздо дороже.

Выбор читателей