Кризис на правом фланге

Помимо того, что у народа подорвано доверие к самой идее либерализма, представители правого лагеря не в состоянии договориться между собой даже о выдвижении единого кандидата на выборы, не говоря уже об объединении




В минувшую субботу один из лидеров правой оппозиции, бывший премьер Михаил Касьянов в беседе с журналистами заявил, что "либеральные силы еще имеют возможность договориться о выдвижении единого кандидата в президенты страны". Это высказывание глава пока не зарегистрированной партии "Российский народно-демократический союз" (РНДС) сделал в условиях заметного падения популярности правых идей в обществе и серьезных противоречий в стане сил, называющих себя либералами.

Заявление Касьянова следует рассматривать, в первую очередь, в контексте конфликта, произошедшего между экс-премьером и его бывшим соратником по движению "Другая Россия" Гарри Каспаровым. Дело в том, что изначально в ДР было шесть кандидатов на место лидера, который будет участвовать в президентских выборах. Помимо Касьянова и Каспарова претендентами считались также Виктор Геращенко, Владимир Рыжков, Андрей Илларионов и Сергей Гуляев. В результате первого голосования четыре последние фигуры были отсеяны. Во втором туре большинство голосов получил Каспаров, однако Касьянов с поражением не смирился и вышел из состава "Другой России". Таким образом, говоря о возможности выдвинуть единого кандидата от правых сил, Касьянов подчеркивает, что не признает таковым Каспарова.

"Другая Россия" представляет собой альянс, в котором основные роли играют позиционирующий себя в качестве либерала Гарри Каспаров и национал-большевик Эдуард Лимонов. Такое сочетание само по себе достаточно экзотично. Основной элемент политической программы руководимой ими партии - критика действующей власти, обвинение ее в отходе от демократических принципов. Но идеология национал-большевизма не предполагает демократии как таковой, в связи с этим можно только догадываться, какова была бы политическая линия "Другой России", баллотируйся она в Думу и победи на выборах. Очевидно, что этот альянс жизнеспособен только в виде радикальной оппозиционной организации, если же ему доведется принимать сколько-нибудь важные решения законодательного характера, его ждет неминуемый раскол. К тому же судьбы политических коалиций после прихода к власти хорошо известны на text примере современной Украины и Грузии.

РНДС сегодня фактически представляет собой неформальное (незарегистрированное) политическое объединение, отколовшееся от "Другой России". Уходя в оппозицию, Касьянов, по всей видимости, стремился не столько "бороться с режимом", сколько стать лидером многочисленного политического движения, имеющего влиятельных союзников за рубежом. Однако тот факт, что бывший премьер не смог перехватить лидерство даже в маргинальной, по сути, "Другой России", нынешние руководители которой добились в литературе и в шахматах гораздо больших успехов, чем в политике, свидетельствует о весьма скромных перспективах Касьянова на ниве борьбы за власть в государстве.

В свое время лидеры Союза правых сил Анатолий Чубайс и Борис Немцов занимали должности вице-премьеров и имели административный ресурс, сопоставимый с тем, которым сегодня обладает руководство "Единой России". Однако у основной части населения эти имена ассоциируются с провальной экономической политикой 1990-х годов. СПС - явно не та сила, которая может рассчитывать на массовую поддержку избирателей. Ее немногочисленный электорат, главным образом, состоит из представителей крупного бизнеса, которые рассчитывают на то, что, пройдя в Думу, эта организация сможет выражать их интересы в законодательной власти. Однако опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что популярность Союза правых сил еще ниже, чем во время прошлых парламентских выборов. Это означает, что надежды деловых кругов, поддерживающих СПС, не оправдываются, что, вероятно, может привести к некоторым финансовым затруднениям. Пожалуй, самый надежный и состоятельный на сегодня спонсор этой партии - РАО "ЕЭС", возглавляемое Анатолием Чубайсом, однако в недалеком будущем эта организация прекратит свое существование.

Эти обстоятельства свидетельствуют о серьезном кризисе, разразившемся на правом фланге политических сил России. Помимо того, что в результате многочисленных просчетов предыдущей власти было подорвано доверие населения к самой идее либерализма, нынешние представители правого лагеря не в состоянии договориться между собой даже о выдвижении единого кандидата на выборы, не говоря уже об объединении. Как и следовало ожидать, замешательством в рядах правой оппозиции воспользовалась новая сила, стремящаяся отбить вконец запутавшийся электорат у СПС, "Другой России" и РНДС. Михаил Барщевский - лидер партии "Гражданская сила" - недавно заявил, что считает свое движение единственной истинно правой партией в стране. Не секрет, что "Гражданская сила" - объединение, созданное при активном содействии Кремля. Это означает, что оно будет оппозиционно власти приблизительно настолько, насколько оппозиционна, например, "Справедливая Россия". Не исключено, что скоро начнется массовый переход сторонников СПС, "Другой России" и РНДС в партию Барщевского, но их лидеров это обстоятельство, похоже, пока беспокоит не больше, чем борьба за первый номер в электоральном списке демократической оппозиции.

Выбор читателей