Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Первую остановку Примаков совершил в Тель-Авиве, где встретился с президентом Шимоном Пересом, главой правительства Эхудом Ольмертом и министром иностранных дел Ципи Ливни. Затем российский дипломат провел переговоры в Рамалле с палестинским лидером Махмудом Аббасом и отправился в Сирию. Как утверждают источники "Ъ", в Дамаске Примаков передал президенту страны Башару Асаду некое послание от Владимира Путина. Ожидается, что из Сирии российский гость отправится в Саудовскую Аравию и в Иорданию.
Судя по перечню стран, где побывал и собирается побывать Примаков, а также учитывая тот факт, что в регионе сейчас находится Кондолиза Райс, можно предположить: визит связан с ближневосточным урегулированием. А именно - с предстоящей в конце этого месяца международной встречей в Аннаполисе (США), в которой должны принять участие стороны, имеющие отношение к арабо-израильскому конфликту, и государства-посредники, в том числе Россия.
То, что для выполнения этой дипломатической миссии президент Путин выбрал именно Примакова, свидетельствует о чрезвычайно серьезном отношении Москвы к приближающемуся саммиту. Будучи опытным дипломатом и пользуясь большим уважением в правящих кругах многих арабских государств, экс-премьер как никто другой подходит на роль переговорщика, способного достичь нужного результата. Россия не меньше США заинтересована в наступлении стабильности и долгосрочном мире на Ближнем Востоке, поэтому не следует ожидать, что Москва попытается создать какие-либо препятствия на пути урегулирования. Напротив, можно с уверенностью говорить о том, что Примаков, как и Райс, будет убеждать своих собеседников искать компромисс. Другое дело, что в данном случае Москву и Вашингтон объединяет совместное стремление к важному для всех результату - миру в регионе, тогда как пути его достижения стороны видят по-разному.
Новый внешнеполитический курс Кремля имеет ярко выраженную направленность на возвращение позиций, утраченных Россией в прошлом десятилетии. В то же время ближневосточный регион приобретает все большую важность в международных делах. И держава, обладающая значительным влиянием в этой части мира, делает серьезную заявку на мировое лидерство. Политикам по обе стороны Атлантики ясно, что истинным лидером на Ближнем Востоке будет та страна, которая сыграет основную роль в достижении мира между арабами и израильтянами и станет гарантом его сохранения. Эти обстоятельства диктуют Москве необходимость как можно более активно участвовать в процессе урегулирования, а по возможности и перехватить инициативу у Вашингтона.
И такая возможность у России существует. Следует помнить, что популярность политики США в арабских странах беспрецедентно низка, более того, с одним из непосредственных участников ближневосточного конфликта - Сирией - Вашингтон находится в состоянии конфронтации, а в кулуарах Белого дома не прекращаются разговоры о необходимости смены власти в Дамаске. В то же время Москва традиционно поддерживает тесные связи с арабами и находится в дружественных отношениях с Израилем, то есть может считаться посредником, приемлемым для всех сторон конфликта.
До настоящего времени Россия и США действовали совместно, а теперь, видимо, Кремль решил внести в свою тактику некоторые коррективы. Косвенно об этом свидетельствует и тот факт, что Примаков за время пребывания в регионе так и не встретился с Кондолизой Райс. Это наводит на мысль, что Москва через своего влиятельного посланника начинает самостоятельную игру, и отныне урегулирование будет проходить по двум конкурирующим направлениям - американскому и российскому. Миссия Примакова - не первый шаг Москвы в этом направлении, так как нынешнему визиту предшествовали октябрьские встречи президента Путина с Махмудом Ахмадинежадом и Эхудом Ольмертом, на которых лидеры затрагивали вопросы ближневосточного урегулирования. Очень вероятно, что в послании, врученном Примаковым Башару Асаду, также содержатся предложения Кремля по выходу из затянувшегося кризиса.
Очевидно, что Москва, имея в активе налаженные отношения с Дамаском и Тегераном, сможет предложить сторонам конфликта более широкий формат переговоров и более надежные гарантии исполнения достигнутых договоренностей, чем Вашингтон. Также важно учесть, что американский план вообще не предусматривает участия Ирана в процессе, а ведь эта страна - основной спонсор группировки "Хезболла", враждебной Израилю. Без полноценного участия Тегерана в выработке окончательного решения достичь мира в регионе будет очень трудно, если вообще возможно.
Вероятно, примерно такие аргументы озвучивает Евгений Примаков в ближневосточных столицах. И если патриарху отечественной дипломатии удастся убедить региональных лидеров, Москва обеспечит себе лавры главного миротворца и обретет ряд принципиальных политических и экономических преимуществ.
Брюссель знает, чего хочет