Индия приземлилась на запасной аэродром

Результаты визита индийского премьера продемонстрировали, что точек соприкосновения между нашими странами не так уж много. Москва в сложившихся условиях играет для Индии роль "запасного аэродрома"




В минувшее воскресенье в Москву с двухдневным официальным визитом прибыл премьер-министр Индии Манмохан Сингх. Высокий гость обсудил с президентом, главой правительства и с рядом других представителей российской власти вопросы политического, военного и экономического сотрудничества.

Изменение международной обстановки, а именно - наращивание Вашингтоном усилий по удержанию лидирующих позиций в мире, нестабильность в соседнем с Индией Пакистане и возрастание террористической угрозы, создает условия, при которых Москве и Дели имеет смысл по-новому посмотреть на перспективы межгосударственных отношений. Один из ключевых вопросов международной политики, по которому у двух государств существует взаимопонимание, - это необходимость многополярного устройства мира. И Индия, и Россия претендуют на роль центров политического и экономического влияния и в связи с этим не заинтересованы в закреплении за США статуса единственной сверхдержавы. Конечно, масштаб внешнеполитических амбиций Москвы и Дели не одинаков: Индия надеется на региональное лидерство, тогда как цели России более глобальны.

Тем не менее, выбирая между Москвой и Вашингтоном, Дели не всегда поддерживает своего северного соседа. Несмотря на стратегический характер отношений США с Пакистаном, отношения с которым у Индии традиционно сложные, временами Дели делает в сторону Вашингтона реверансы, воспринимаемые в России с раздражением. Это касается, например, планов создания американо-японской системы противоракетной обороны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Москва и Пекин выступают против, тогда как Дели уклоняется от прямого ответа.

Существование военно-политической оси Вашингтон - Исламабад давно стало реальностью. В этих условиях для Москвы альянс с Дели может представлять определенный интерес. При этом Россия оказывается в более выигрышной позиции, чем США, в силу того, что ее потенциальный союзник зарекомендовал себя как стабильное и уверенно развивающееся государство, надежно контролирующее свой ядерный арсенал. В Пакистане же долгое время сохраняется крайне напряженная обстановка, руководство страны и оппозиция не могут договориться о разделе власти и существует опасность того, что возникшим хаосом воспользуются религиозные экстремисты. Таким образом, ось Москва - Дели, в случае ее возникновения, имеет шансы быть более успешной и эффективной, чем союз Вашингтон - Исламабад, что откроет перед Россией новые перспективы в регионе.

Однако сегодня заметные пробелы существуют в сфере не только политических, но и торгово-экономических отношений между Россией и Индией. Товарооборот в текущем году составит примерно $5 млрд, тогда как аналогичный показатель у России, например, с Китаем превышает $40 миллиардов. Основные торговые сделки между странами происходят в военной области. Геополитическое положение Индии, а именно - непосредственная близость Пакистана и Китая, отношения с которыми у Дели, несмотря на ряд общих интересов, не всегда складываются благоприятно, диктуют этой стране необходимость постоянного совершенствования военного потенциала. Россия уже долгое время считается крупнейшим поставщиком военной техники в Индию, и сотрудничество в этой сфере имеет все шансы на успешное развитие. Кроме того, стремительно растущая индийская экономика испытывает нехватку энергоносителей, в связи с этим российские нефть и газ также представляют для Дели значительный интерес. Существенным прогрессом можно считать достигнутые на встрече соглашения, касающиеся реализации крупных двусторонних проектов - совместного производства истребителя пятого поколения, многоцелевого транспортного самолета, а также запуска российско-индийского спутника на Луну. Но, несмотря на то что стороны договорились об удвоении торгового оборота к 2010 г., очевидно, что даже такой уровень не отражает истинного потенциала российско-индийского сотрудничества.

Ключевым моментом для индийской делегации обещало стать подписание соглашения о сотрудничестве в области ядерных технологий. С тех пор как Индия, наперекор мнению мирового сообщества, провела испытание атомного оружия, в отношении страны были введены некоторые санкции в виде ограничений на поставки ядерных материалов. Это обстоятельство фактически означало, что, войдя в клуб стран, обладающих атомным оружием, Индия начала испытывать перебои с мирным атомом. Москва была готова содействовать Дели в преодолении наложенных ограничений - планировалось, что на саммите стороны подпишут соглашения о строительстве Россией четырех новых блоков АЭС и о поставках в Индию ядерного топлива. Напомним, что два блока атомной электростанции в настоящее время уже возводятся российскими специалистами в местечке Куданкулам. Однако в итоге Манмохан Сингх согласился лишь на подписание меморандума, который Дели, фактически, ни к чему не обязывает. То, что Индия оттягивает решение столь важного вопроса с Россией, наталкивает на подозрение, что это может быть связано с некоторыми договоренностями, имеющимися между Дели и Вашингтоном, который, возможно, не прочь стать главным партнером Индии в области применения ядерных технологий.

В ходе переговоров стороны не скупились на слова об особых и чрезвычайно теплых отношениях между двумя государствами, однако результаты встречи продемонстрировали, что точек соприкосновения между Россией и Индией не так уж много. Сегодня можно говорить о том, что у Дели существует определенный внешнеполитический крен в сторону Вашингтона, и Москва в сложившихся условиях играет для Индии роль "запасного аэродрома". Проводя политику лавирования между интересами более мощных держав, Дели будет стараться выторговать наиболее выгодные экономические и политические условия. Кремлю же следует определиться с тем, насколько целесообразными могут быть попытки наладить с Индией стратегические отношения.

Выбор читателей