Единороссы заездили Путина

Президент уже не только сжигает свой собственный рейтинг популярности в топке предвыборной кампании "Единой России", но и лично агитирует за "партию власти", приписывая ей свои заслуги


ФОТО: AP



В конце прошлой недели публика с изумлением узнала о падении рейтинга "Единой России". По данным последнего опроса ВЦИОМ, число желающих проголосовать за "партию власти" снизилось с 56% до 50%. Одновременно на 5% упала популярность правительства и на 2% – рейтинг президента. Заметим, что при статистической погрешности, не превышающей 3,4%, эти колебания являются ничтожными. (Во всероссийском опросе принимали участие 1600 человек из 153 населенных пунктов 46 областей, краев и республик России.)

Тем не менее политики и эксперты охотно комментировали эту новость, делая акцент на том, что за месяц до выборов несмотря на весьма агрессивную кампанию "Единая Россия" начала терять сторонников. Им оппонировали социологи, пускавшиеся в рассуждения о мягких и твердых рейтингах, об изменении количества определившихся относительно своих пристрастий и о разных способах интерпретирования результатов, полученных в ходе полевых замеров.

Для пущей убедительности публике стали предъявлять данные других опросов, из которых следовало, что с "Единой Россией" все в порядке: за нее готовы проголосовать 57,3% респондентов; но и ее соперники в лице "Справедливой России", КПРФ и ЛДПР тоже уверенно проходят в новую Госдуму, набирая соответственно 14,2%, 12,5% и 10,5%. Затем очередь дошла до разоблачения "злокозненных социологов", скрывших от народа тот факт, что рейтинг КПРФ давно перевалил за 20%, а СПС еще в октябре преодолел 7%-й барьер. Одновременно популярная радиостанция сообщила своим слушателям о том, что на самом деле рейтинг "Единой России" гораздо ниже публикуемых данных (не 50 - 60%, а 38 - 40%), и это значительное "приращение" появляется при передаче результатов опросов из регионов в Москву.

Так едва начавшаяся война рейтингов трансформировалась в войну компроматов против социологов. И хотя этот сюжет не слишком заинтересовал рядовых граждан, осадок, тем не менее, остался. Остался и был подшит к истерике по поводу повышения цен, к "пятиминуткам ненависти", в которые превратились теледебаты, к серии бунтов в колониях и пр., то есть к консолидированной кампании против "Единой России" и возглавившего ее список президента.

Перепалка вокруг результатов работы социологов отнюдь не способствовала прояснению реальной картины, поскольку так и не дала ответа на вопрос "Действительно ли упал рейтинг "Единой России"?". Зато политики и эксперты наперебой бросились объяснять причины этого не то мифического, не то реального падения. Одни связали ухудшение положения ЕР с ростом цен. Другие – с глубокими раздумьями, в которые именно в начале ноября погрузилось население, мучительно выбирающее, кому отдать голос. Третьи – с исчерпанием личного ресурса Путина. Четвертые – с отказом "медведей" от публичных дебатов.

Последнее объяснение выглядит крайне неубедительным просто потому, что пресловутое падение рейтинга "Единой России" было зафиксировано в ходе опроса, проведенного до распределения эфирного времени и начала теледебатов. Но кому интересны такие мелочи. Временами вообще создавалось впечатление, что комментаторов не очень интересуют истинные причины происходящего. Просто для одних было важно лишний раз повторить мантру "все в порядке, ничего страшного не происходит", а для других – еще раз подчеркнуть, что "рейтинг "Единой России" падает, падает, падает".

В результате этого "обмена мнениями" в информационном поле был сформирован пул объяснений, очень похожий на традиционный набор, используемый при описании причин спадов в деятельности коммерческих предприятий: законы ранка, сезонные колебания спроса, активизация конкурентов, отдельные ошибки менеджмента. И надо признать, что стилистика этих объяснений в полной мере соответствует стилистике предвыборной кампании "Единой России", общающейся со страной в отталкивающей манере рекламного агента, подвязавшегося навязать народонаселению некий продукт.

Особую пикантность ситуации придает тот факт, что в качестве навязываемого "продукта" ЕР использует и без того достаточно популярного президента. Как справедливо отметил один из экспертов, получив согласие Путина возглавить их список, единороссы решили, что этого вполне достаточно для убедительной победы: остальное доделает административный ресурс и примитивная реклама. Но – и это ни для кого не секрет – однообразная и агрессивная реклама может вызвать обратный эффект, что, похоже, и происходит.

Масла в огонь подливают главы регионов, опасающиеся, что их показатели поддержки ЕР окажутся ниже, чем у других. В результате каждый кому не лень называет предстоящие парламентские выборы "референдумом по доверию президенту". И, похоже, мало кто отдает себе отчет в том, что столь откровенными спекуляциями они сами рубят сук, на котором сидят. Вместо того, чтобы использовать имя популярного лидера в качестве приправы к собственной программе, единороссы варят сомнительное зелье, состоящее из "плана Путина", движения "За Путина" и прочих производных от одного и того же "продукта".

Случаются и совсем странные истории. Вот, например, один из старых и уважаемых губернаторов, выступая на встрече с избирателями, договорился до того, что пообещал слушателям, если они "хорошо проголосуют за "Единую Россию", ЦИК просто объявит: мол, это "не выборы были, а референдум о третьем сроке, и Путин останется у власти". Оставив за скобками правовую сторону этого "проекта", заметим, что такая агитация является откровенной пародией на известную рекламу: вы любите белое (Путина) – тогда стирайте нашим порошком (голосуйте за "Единую Россию"), или мы идем к вам (или Путин уйдет).

Тем временем антивластная кампания нарастает. А спрятавшиеся за президента единороссы, даже не пытаясь противопоставить этому какую-либо контрпропаганду, твердят одно: "План Путина – победа России!". То есть действуют подобно бизнесмену, полностью доверившему продвижение своего продукта рекламному агентству, которое, в свою очередь, сделало ставку на единственный бренд.

В результате, Путин вынужден сам заниматься раскруткой "Единой России", что и произошло на днях в Красноярске, где президент подробно рассказывал о роли "партии власти" в преобразованиях последних лет. Из его слов прямо следует, что ЕР была его единственной опорой, при поддержке которой президенту удавалось преодолевать сопротивление элит. Более того, как особо подчеркнул Путин, именно победа этой партии на выборах и ее доминирование в новой Госдуме станет гарантией продолжения прежнего курса и даст ему "моральное право спросить всех, кто будет и в Думе работать, и в правительстве, за исполнение тех решений, которые намечены сегодня".

Фактически Путин уже не только сжигает свой собственный рейтинг популярности в топке предвыборной кампании "Единой России", но и лично агитирует за ЕР, приписывая ей свои заслуги. И этот новый тренд можно рассматривать как косвенное подтверждение серьезности проблем, с которыми столкнулась на излете избирательной кампании "партия власти".

Выбор читателей