Кавказу грозит новая война

Когда доходы Азербайджана от экспорта нефти и газа начнут сокращаться, у руководства страны может возникнуть соблазн решить проблему Карабаха военным путем с целью отвлечь население от экономических трудностей




Международная кризисная группа опубликовала доклад под названием "Нагорный Карабах: угроза войны". Эксперты заявляют, что примерно к 2012 г., когда доходы Азербайджана от экспорта нефти и газа начнут сокращаться, у руководства страны может возникнуть соблазн решить проблему Карабаха военным путем с целью отвлечь население от возникающих экономических затруднений. В связи с этим, убеждены авторы документа, сторонам конфликта и международному сообществу необходимо приложить все возможные усилия для достижения компромисса до начала президентских выборов, намеченных в обеих странах на 2008 год.

В конце 1980-х гг. армяне Нагорного Карабаха, бывшего частью Азербайджанской ССР, заявили о выходе из состава республики и о присоединении к Армении. Баку выступил против этого решения и попытался военным путем предотвратить отделение автономной области. Однако в результате боевых действий основная часть территории Нагорного Карабаха и еще семь районов вокруг него перешли под контроль армян. Азербайджан рассматривает сложившуюся ситуацию как результат агрессии Армении, в Ереване же утверждают, что имел место конфликт между Азербайджаном и его бывшей автономией.

Переговоры, которые Армения и Азербайджан ведут под эгидой ОБСЕ, не дают результатов, и в последнее время в Баку все чаще говорят о возможности силового решения конфликта. В докладе МКГ упоминается, что благодаря экспорту энергоносителей Азербайджан в прошлом году был признан мировым лидером по темпам экономического роста, при этом немалую часть нефтегазовых доходов Баку тратит на повышение уровня боеспособности своих Вооруженных сил. Однако достаточно ли этого для того, чтобы азербайджанское руководство решилось на крайние меры?

Начало новой войны на Кавказе означало бы крах усилий мирового сообщества, направленных на поддержание стабильности в регионе. Лидеры многих стран и международных организаций, касаясь карабахского конфликта, подчеркивают, что эта проблема может иметь только мирное решение. Несмотря на все усилия Запада и России, соседний с Кавказом ближневосточный регион уже долгое время остается зоной нестабильности, и совершенно очевидно, что никто из крупных игроков, имеющих интересы на пространстве между Черным и Каспийским морями, не желает появления нового очага военного противостояния. По сути, это касается и Турции, которая, несмотря на союзнические отношения с Азербайджаном, воздерживается от призывов к войне. В случае возобновления военных действий Баку рискует испортить отношения с США, Европой и Россией, настаивающими на отказе от силовых мер. С другой стороны, Баку мог бы пренебречь мнением мирового сообщества, если бы был уверен, что война будет быстрой и успешной.

Однако оснований рассчитывать на это у азербайджанских руководителей сегодня нет, так как между Баку и альянсом Ереван - Степанакерт сохраняется относительный военно-стратегический паритет, при котором у каждого из участников конфликта есть свои преимущества. С одной стороны, военный бюджет Азербайджана в разы выше, а численность армии превышает количество армянских военнослужащих, которые могут быть задействованы в боевых действиях. С другой стороны, за период, прошедший после окончания войны, на территории Нагорного Карабаха были оборудованы полноценные рубежи обороны, армянские подразделения не испытывают недостатка в оружии. Основная причина этого - партнерство Еревана с Москвой в рамках Договора о коллективной безопасности, членство в котором позволяет Армении закупать военную технику по внутренним российским ценам. Кроме этого, в случае начала войны перед азербайджанской армией будут стоять только наступательные цели, что в горной местности чревато значительными потерями, а армяне смогут сосредоточиться на обороне.

Следует также помнить, что в международном консорциуме, добывающем нефть на Каспии, доля Азербайджана составляет лишь 10%, а остальная часть принадлежит крупным нефтяным компаниям из США и Европы. Безусловно, контролирующие экспортные потоки влиятельные транснациональные корпорации не заинтересованы в обострении обстановки в стране. Особенно учитывая тот факт, что на ряде участков нефте- и газопроводы проходят в зоне досягаемости карабахской артиллерии. Руководство Азербайджана находится в определенной зависимости от этих корпораций, и едва ли это обстоятельство будет иметь меньшую значимость в 2012 году. Даже если объемы экспорта нефти и газа снизятся, эта отрасль азербайджанской экономики все равно останется ведущей, и военный конфликт будет способен серьезно затруднить, а возможно, и приостановить ее функционирование. Все это свидетельствует о том, что в сложившейся ситуации применение силы не приведет к решению проблемы, так как альтернатива нынешнему состоянию - лишь затяжная и кровопролитная война, которая в результате не даст преимуществ ни Еревану, ни Баку.

Поэтому мнение экспертов о том, что причиной войны может стать попытка азербайджанской власти отвлечь внимание общества от возможных экономических проблем, в полной мере отражает истинное положение дел. Вместе с тем призыв заключить мирный договор в 2008 г. вряд ли возымеет действие, так как проблема слишком глубока для того, чтобы ее решение можно было приурочить к выборам или каким-то другим событиям. Политический диалог не привел к сближению позиций и до сих пор только демонстрировал различия в подходах. Армяне, как и прежде, предлагают формулу "территории взамен статуса", которая предполагает возвращение Азербайджану семи районов вокруг Карабаха, в случае если Баку признает независимость НКР. Азербайджан, в свою очередь, требует отказа армян от независимости и заявляет о готовности предоставить им высокую степень автономии.

В настоящее время путей выхода из сложившейся ситуации не видно, но, пока сохраняется нестабильность, карабахская проблема будет привлекать внимание сил, желающих сколотить политический капитал на имитации ее решения.

Выбор читателей