Россия оставит чиновников ОБСЕ без зарплаты

Конфликт между Бюро по правам человека и Москвой был спровоцирован исключительно как информационный повод, удобный для спекуляций на тему гибели демократии в России




История с отказом Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) при ОБСЕ участвовать в наблюдениях за думскими выборами заиграла новыми красками после того, как Путин публично признал реальной угрозой России то, что было названо "либеральным реваншем". А если учесть роль, которую сыграли международные миссии, в том числе и от ОБСЕ, в реализации сценариев "цветных революций" в Грузии, на Украине и в Киргизии, не стоит удивляться, что Россия почти в четыре раза сократила число иностранных наблюдателей на нынешних выборах. Это решение было воспринято наблюдателями как очередной симптом напряжения, возникшего между Москвой и Западом, не оставляющим попытки "учить Россию демократии".

После выступления Путина на Мюнхенской конференции по безопасности Россия предприняла ряд шагов, подтвердивших решимость прекратить игру по навязываемым ей правилам. И потому конфликт с Бюро по правам человека ОБСЕ следует рассматривать в одном ряду с другими решениями Москвы. В том числе, с мораторием на соблюдение ДОВСЕ, условия которого в течение многих лет выполнялись Россией в одностороннем порядке.

В контексте этой тенденции детали интриги, завершившейся письмом секретаря БДИПЧ Штрааля об отказе прислать в Россию своих наблюдателей, не имеют существенного значения. Тем более что глава миссии наблюдателей ОБСЕ Киммо Кильюнен уже по крайней мере дважды подтвердил намерение своей организации принять участие в мониторинге декабрьских выборов. Что касается квоты в 75 мест, изначально выделенной для Бюро по правам человека, то она, судя по заявлениям представителей ЦИК России, уже распределена между делегациями от Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Межпарламентской ассамблеи СНГ. Все это вроде бы сводит на нет попытки некоторых комментаторов представить дело так, будто "демократические институты Запада объявили бойкот тоталитарной России".

Однако, как говорится, "игра еще не сделана": голосование еще не прошло, его итоги не подведены, оценки международных наблюдателей не озвучены, и пока никто не может знать, какой вердикт вынесут декабрьским выборам западные наблюдатели. Между тем социологические опросы свидетельствуют о том, что российское общество вполне готово согласиться с самыми нелестными оценками демократичности предстоящих выборов. В их честность не верят, по разным данным, от 47% до 66% граждан, то есть около половины населения. И на поддержание этого мнения ежедневно работают скандалы, связанные со злоупотреблениями, которые допускает "партия власти". Картину усугубляют истории, касающиеся давления, которому подвергаются представители оппозиции.

В то же время, другая половина общества склонна поддержать власти и президента, который, выступая перед своими сторонниками в "Лужниках", сознательно наполнил кампанию "Единой России" вполне идеологическим пафосом – "нет либеральному реваншу", и предупредил о возможности уличных выступлений, организованных теми, кому не нужна сильная и суверенная Россия.

В этом контексте стремление Бюро по правам человека "умыть руки" выглядит как вполне оправданное отступление. Ведь, если вникнуть в суть многочисленных разъяснений, получается, что руководство БДИПЧ, обидевшись на существенное сокращение квоты, попросту искало повода для отказа от поездки в Россию. В свою очередь, представители ЦИК и МИД РФ утверждают, что источником всех проблем стала "неразбериха", царящая в самом Бюро по правам человека. И высокомерие его сотрудников, "полагающих, что в мире нет ничего, кроме выдуманных ими схем". В то же время, российская сторона сделала ряд примирительных жестов, предложив руководству БДИПЧ забыть о недоразумениях и все-таки прислать своих представителей в Россию.

Тем не менее весь этот сюжет придал новый импульс антироссийской кампании в западных СМИ. Основной посыл большинства публикаций сводится к констатации того, что "российская демократия давно впала в глубокую кому". В связи с этим США и демократическим государствам Европы предлагается "обратить внимание на нарастающую угрозу со стороны России" и, "забыв о разногласиях, объединиться против недружелюбного и авторитарного Кремля". В итоге создается впечатление, что конфликт между Бюро по правам человека и Россией был спровоцирован именно как информационный повод, более удобный для спекуляций на тему гибели демократии в России, нежели отчет небольшой группы наблюдателей. А это, в свою очередь, означает, что речь идет всего лишь о смене тактики при сохранении прежней стратегической цели.

Что касается роли в этом сценарии ОБСЕ, то ни для кого не секрет, что эта организация постоянно используется как инструмент тестирования тех или иных режимов на их соответствие фундаментальным принципам демократии. Институт, созданный в 1995 г. как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, его членом и одним из главных спонсоров является Россия, очень быстро превратился в подручное средство, с помощью которого демонтируются неудобные для Вашингтона режимы постсоветского пространства, а "настоящей демократией" объявляется то, что происходит в Ираке или Афганистане.

Сегодня эта политика уже привела к кризису доверия в отношении ОБСЕ и внутренним проблемам в самой этой организации, проявившимся, в частности, в ее нынешнем конфликте с Россией. Свидетельством тому стало не только решение миссии наблюдателей ОБСЕ приехать на выборы, но и тот факт, что письмо с отказом от Бюро по правам человека пришло в ЦИК одновременно с двумя другими посланиями. Одно из них касалось организации встречи и размещения наблюдателей, а также выделения им автотранспорта, другое – формата взаимодействия с ЦИК. "Разброд и шатания", как говорится, налицо. С одной стороны, ОБСЕ на глазах превращается в бюрократическую структуру, а с другой – "в инструмент влияния отдельных государств". И эта тенденция не устраивает Россию, которая не раз сталкивалась с политикой двойных стандартов при решении конкретных проблем. Например, представители ОБСЕ регулярно отказывались подписывать протоколы, фиксирующие нарушения грузинской стороной режима, установленного в зоне грузино-осетинского конфликта.

Что касается последнего инцидента, то в Москве не могли не обратить внимания на тот факт, что информация об отказе послать наблюдателей в Россию была озвучена сразу после того, как глава БДИПЧ Кристиан Штрохап вернулся из поездки в США, а Вашингтон тут же поддержал это решение. Стоит ли удивляться, что в ответ, исчерпав возможности сгладить конфликт, подав его как досадное недоразумение, Россия продемонстрировала готовность пойти на обострение. Глава Центризбиркома Владимир Чуров заявил, что в складывающейся ситуации Россия может отказаться от участия иностранных наблюдателей в президентских выборах. А член ЦИК Игорь Борисов пошел еще дальше, дав понять, что Россия может вообще покинуть эту организацию.

Заметим, что столь жесткая позиция пока еще не поддержана на официальном уровне. Однако в любом случае последние заявления ЦИК дают информацию к размышлению, предлагая руководству ОБСЕ определиться, чем будет в дальнейшем возглавляемая ими организация – равноправным союзом входящих в нее государств или инструментом американской политики.

Выбор читателей