Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Одной из ключевых тем переговоров станет вопрос о границах будущего палестинского государства, в том числе стороны обсудят проблемы статуса Иерусалима, Западного берега реки Иордан и Сектора Газа. Кроме того, будет решаться вопрос с возвращением палестинских беженцев, покинувших места своего проживания в 1948 г., после создания государства Израиль. Высокопоставленные представители Белого дома подчеркнули, что не рассчитывают на окончательное решение всех проблем на проходящем саммите и рассматривают это мероприятие как один из этапов урегулирования.
Ближний Восток был и остается регионом, привлекающим к себе особое внимание мировых держав, и, добиваясь достижения всеобъемлющего соглашения, США надеются стать гарантом мира, а следовательно, принципиальным образом увеличить свое влияние в арабском мире и в Израиле. Такая дипломатическая победа обеспечила бы Вашингтону очень серьезные политические и экономические преимущества и закрепила бы авторитет США в международных делах. Однако насколько высоки шансы Вашингтона на успех? New York Times приводит высказывание Джорджа Буша шестилетней давности о том, что ему не хотелось бы вмешиваться в ближневосточный конфликт, так как попытка его предшественника, Билла Клинтона, решить проблему только осложнила ситуацию.
Тем не менее Буш стал инициатором новых переговоров. На этот раз круг участников встречи гораздо шире. После долгих колебаний своих представителей в Аннаполис решила направить Саудовская Аравия - один из ключевых региональных игроков. Кроме того, на заседании будет присутствовать сирийская делегация. За несколько дней до начала саммита прошла информация о том, что стороны обсудят проблему Голанских высот, но позже это сообщение было опровергнуто. Впрочем, Дамаск, отношения которого с Вашингтоном в последнее время все больше приобретают характер конфронтации, может рассматривать предложение принять участие в конференции как готовность США к диалогу.
Список присутствующих довольно внушителен, но, несмотря на это, нельзя не сказать об отсутствующих. В Аннаполис не приглашены делегаты от движения ХАМАС, контролирующего Сектор Газа и находящегося в очень непростых отношениях с приехавшим в США официальным лидером палестинцев Махмудом Аббасом. Кроме того, саммит не посетят представители Ирана, одного из важных союзников палестинцев. И руководство ХАМАС, и Тегеран высказались в том смысле, что не признают договоренности, которые будут достигнуты в Аннаполисе. Также было бы ошибочно сбрасывать со счетов израильские партии ультраправого толка и еврейских поселенцев с Западного берега Иордана, которые уже заявили, что расценят любые уступки палестинцам как предательство национальных интересов.
С одной стороны, сегодня нет свидетельств того, что стороны могут сколько-нибудь существенно приблизиться к компромиссу. Как показали предварительные беседы Джорджа Буша и Кондолизы Райс с Эхудом Ольмертом и Махмудом Аббасом, между израильтянами и палестинцами остаются принципиальные разногласия. С другой стороны, факт проведения подобного мероприятия позволяет американцам сделать некоторые обнадеживающие выводы. Во-первых, готовность арабских государств, многие из которых не признают Израиль самостоятельным государством, вести переговоры с Тель-Авивом оставляет надежды на то, что примирение все же возможно. Во-вторых, согласие обсуждать столь чувствительные вопросы под эгидой Вашингтона в то время, когда популярность американской политики на Ближнем Востоке беспрецедентно низка, может означать, что арабы все-таки продолжают признавать США важным региональным игроком и готовы считаться с интересами Белого дома. Сам факт вовлеченности лидеров арабских государств в переговоры Вашингтон может рассматривать как возможность предложить им стратегический торг: США оказывают арабам помощь в решении проблем с Израилем, а они содействуют стабилизации обстановки в Ираке и по мере сил сдерживают ядерные амбиции Ирана.
Как ожидается, второй раунд переговоров пройдет в Москве. Незадолго до начала саммита крупнейший отечественный эксперт по Ближнему Востоку Евгений Примаков посетил несколько арабских стран и Израиль. Не исключено, что представители Эр-Рияда и Дамаска прибыли на конференцию именно благодаря усилиям высокопоставленного российского переговорщика. Россия давно заявила о себе как об одном из спонсоров мирного процесса и имеет весьма неплохие шансы на успех в качестве посредника, так как, в отличие от США, поддерживает диалог со всеми без исключения сторонами конфликта. Однако ход переговоров в Москве будет во многом зависеть от результатов, достигнутых в Аннаполисе.
Брюссель знает, чего хочет