Лондон ответил Москве культурно

Выставка шедевров русской и французской живописи из коллекций российских музеев срывается из-за недавнего решения МИД закрыть в стране региональные представительства Британского совета




Проведение выставки шедевров русской и французской живописи из коллекций российских музеев, открытие которой запланировано на 26 января в Лондоне, под угрозой срыва. Из Дюссельдорфа, где выставлены картины в настоящее время, коллекция вернется в Россию. Официальная причина - отсутствие гарантий со стороны Соединенного Королевства на возвращение экспозиции. Неофициальная - выставка срывается из-за недавнего решения МИД России закрыть в стране региональные представительства Британского совета.

По сути, нынешние события являются логичным продолжением обострения российско-британских отношений. Первый всплеск негатива в отношении Британии возник в 2004 г. из-за готовности предоставить политическое убежище Борису Березовскому. Катализатором обострения стала гибель Александра Литвиненко. Посол России в Соединенном Королевстве Юрий Федоров в интервью газете The Financial Times обвинил Лондон в "мегафонной дипломатии" из-за того, что двусторонние отношения были вынесены британцами на обсуждение всего Европейского союза.

В ситуации взаимных придирок традиционно пристальное внимание российские власти уделяют деятельности европейских гуманитарных фондов и комитетов, действующих на территории России. Например, проблемы Британского совета, работающего на территории России с 1967 г., начались именно в 2004 г., когда Владимир Путин в ежегодном послании к Федеральному Собранию выступил с критикой грантовой поддержки российских НКО иностранными фондами. Тогда Британскому совету предъявили налоговые претензии по факту осуществления коммерческой деятельности в виде платных курсов английского языка. Британцы пошли на сотрудничество, но вынуждены были сократить количество своих региональных представительств.

В 2006 г. возник пресловутый шпионский скандал, и деятельность Британского совета на территории России вновь попала в поле пристального внимания властей.

Напомним, что решение о прекращении деятельности региональных отделений Британского совета с 1 января 2008 г. было обнародовано МИД России 12 декабря. Сергей Лавров прямо указал на существующие политические трения между Лондоном и Москвой. Естественно, что МИД Великобритании с негодованием встретил эту новость. Для британцев основания для запрета деятельности Британского совета как специального института с культурной и образовательной миссией не так очевидны, как для российских политиков. О своей поддержке британских коллег в письме в адрес правительства России заявил Союз национальных институтов культуры стран ЕС.

Картина с описанием конфликта вокруг Британского совета была бы не полной без упоминания "дела Лугового", выдачи которого Лондон не прекращает требовать, а Москва не устает отказывать в экстрадиции.

В факте отсутствия гарантий по возвращению российских картин на родину также можно усмотреть признаки симметричного "культурного" ответа. Для Лондона вполне естественно не спешить с предоставлением письменных обязательств сохранности полотен. Для Москвы так же естественно не рисковать шедеврами и не направлять их в руки коварных британцев. В 2005 г. российским властям уже приходилось выручать арестованные полотна ГМИИ им. Пушкина общей стоимостью в $1 миллиард. Тогда швейцарская компания предъявляла претензии не к музею, а к государству в целом, и картины стали заложниками давних судебных разбирательств.

Для того чтобы гарантировать возращение коллекции в нынешней ситуации, Великобритании необходимо принять специальный закон. Проект документа был внесен на рассмотрение парламента. Но еще осенью стало известно, что даже в случае его принятия к моменту открытия выставки в январе 2008 г. закон еще не успеет подписать королева.

Надо полагать, что дипломатические войны между Россией и Соединенным Королевством вряд ли поспособствуют большему дружелюбию британского парламента. К тому же правительство Великобритании намерено было проверить "чистоту" юридической истории выставочных работ и только после этого судить о возможности гарантирования безопасности коллекции.

Очевидно, что отношения России и Великобритании сохраняют негативную динамику, а поводы для ссор становятся все мельче. При этом стороны будто бы бравируют негативом и соревнуются в изобретательности. Хотя надо признать, что в случае с коллекцией шедевров российской и французской живописи дипломаты России обыграли британских коллег.

Выбор читателей