Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Еще недавно три прибалтийские республики радовали Евросоюз высокими темпами экономического роста. Литва в прошлом году вообще была в шаге от вступления в еврозону, но увы: инфляция составила 2,7%, тогда как для членства в еврозоне предел – 2,6%.
За последний год ситуация резко поменялась в худшую сторону. Рост по-прежнему высокий, но замедляется. А вот инфляция, напротив, выросла колоссально. В Литве она составляет 7,6% в годовом исчислении; Литовский банк обещает снизить ее в будущем году до 5,7%, однако независимые эксперты полагают, что она вырастет до 10%. В Эстонии, считающейся в финансовом отношении более устойчивой, за прошедший месяц потребительские цены выросли на 10%, а с начала года на ряд товаров повседневного спроса – вообще вдвое. Однако "чемпионом" стала Латвия: по итогам года инфляция там составит 14 - 15%.
Во всех трех республиках поползли слухи о девальвации национальных валют, а некоторые эксперты говорят о неизбежности такого исхода и даже о том, что в нем заинтересован Европейский центральный банк. Это похоже на правду, поскольку ЕЦБ, разумеется, не хочет, чтобы "на хвосте" у евро висела прибалтийская валюта. Он был бы не прочь ее "отвязать". В экспертных кругах говорят, что ЕЦБ вообще не считает, что страны Балтии в состоянии в среднесрочной перспективе удовлетворить Маастрихстским критериям (для вступления в еврозону).
А тут еще МВФ напророчил кризис в Восточной Европе. В начале декабря директор европейского департамента фонда Майкл Депплер заявил, что в ряде стран региона наблюдаются те же симптомы, что были в Восточной Азии десять лет назад, накануне финансового кризиса. В этой связи, по его мнению, в странах Балтии, а также на Украине может разразиться крупномасштабный экономический кризис. Главной проблемой для Восточной Европы, по словам Депплера, является чрезмерный дефицит текущих средств: в отдельных странах он достигает одной пятой национального дохода. Это приводит к зависимости от зарубежных финансовых вливаний, экономика страны становится уязвима. МВФ рекомендовал этим государствам сдерживать потребительский бум, наблюдающийся на протяжении ряда лет. Ведь он приводит к стремительному увеличению долга частного сектора, что, по словам Депплера, является вторым симптомом надвигающегося кризиса.
А с чего, собственно, возникли эти симптомы? С Украиной – отдельная история: там зависимость от иностранных вливаний создается искусственно, вследствие перманентного политического кризиса. То есть, в принципе, экономических предпосылок для кризиса нет, однако он может быть спровоцирован властями (чего нельзя исключать при вновь утвержденном премьере, памятуя предшествующую деятельность Тимошенко в этой должности).
В Прибалтике же ситуация тревожная, прежде всего, с экономической точки зрения. И сложилась она не вдруг. На момент вступления в ЕС три балтийские республики были весьма привлекательны для вложения инвестиций: с одной стороны – та же Европа, с другой – гораздо меньшие, чем в ЕС, издержки производства из-за дешевизны рабочей силы (вполне квалифицированной). На европейских капиталовложениях прибалтийская экономика развивалась исключительными темпами. Однако со вступлением в Евросоюз все изменилось. Дешевая рабочая сила больше не хотела оставаться таковой: на заработки за рубеж подалась значительная часть трудоспособного населения. Поддерживать рост (да и вообще жизнеспособность) экономики в этих условиях становилось проблематично. Чтобы удержать рабочие руки на родине, работодатели начали в срочном порядке поднимать зарплаты. Например, в Латвии за последние пару лет они увеличились в среднем на треть.
Но эти меры тут же породили другие негативные последствия. Во-первых, усилилось социальное расслоение: зарплаты выросли, главным образом, в частном секторе, тогда как бюджетники и пенсионеры в этом отношении сильно отстали. Во-вторых, резкий рост оплаты труда не сопровождался увеличением его производительности: денег стало больше, а товаров – столько же. В результате – всплеск инфляции, о котором говорилось выше. Ну и, наконец, выросли долги – как корпоративные, так и потребительские. Последние составляют в Литве 8% ВВП, а в Латвии и Эстонии – по 5%.
В итоге экономика трех стран перегрелась. Что теперь делать, как вывести ее на "мягкую посадку" – не понятно, потому что все перечисленные негативные тенденции образуют замкнутый круг. А тем временем ситуация начинает выходить из-под контроля. Например, в Литве в конце ноября состоялись акции протеста, крупнейшие с начала 1990-х годов. Профсоюзы выступали не только против роста цен, но и против политики правительства в целом.
МВФ уже дал свои рекомендации: воздерживаться от стимулирования потребительского бума, не позволять росту доходов опережать рост производительности труда, усиливать регулятивный надзор в финансовом секторе, реформировать рынки рабочей силы и капитала, создавать равные рыночные условия для внешних и внутренних инвесторов. "Каждый грамм усилий, затраченных на профилактические меры сегодня, позволит избежать необходимости пригоршнями глотать таблетки в будущем", - резюмировал Майкл Депплер.
Впрочем, от МВФ помощи в предотвращении кризиса, видимо, ждать не следует: фонд заинтересован как раз в обратном. Кризисов не случалось давно, развивающиеся страны, пострадавшие во времена прежних финансовых потрясений, успешно расплачиваются по кредитам, а новых брать не хотят. Соответственно, "навара" у МВФ становится все меньше, и скоро ему не на что будет жить. Эксперты уже прикинули, что если так пойдет и дальше, то к 2010 г. дефицит бюджета МВФ достигнет $400 миллионов. Уже сейчас руководство фонда предпринимает меры: сокращает штат, распродает золотой резерв, нанимает в свою команду опытных игроков рынка. Но это все – полумеры от безысходности. Вот если бы где-нибудь случился кризис – тогда другое дело! Можно было бы опять раздавать пострадавшим финансовые "пилюли" – новые кредиты... Так что сейчас страны Балтии - потенциальные пациенты МВФ.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету