Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Традиция, как выяснилось, не прервалась. Недавно издательство "Алетейя" выпустило сборник стихов живущего сейчас в Германии профессора-филолога и историка литературы Алексея Макушинского "Свет за деревьями". С перечисленными авторами верлибр Макушинского сближает лишь внутренний, достаточно очевидный, ритм; по форме он скорее близок к стихам Геннадия Айги, да и по настроению, в общем, тоже.
Это такое состояние созерцания, некой "остановки мира", когда спокойно, никуда не торопясь, можно рассмотреть каждую деталь, обдумать ее и разные ассоциации, ею рождаемые.
Надо сказать, что при некоторой схожести с Айги, Макушинский выгодно от него отличается тем, что русский язык для него – родной, а для Айги – нет, что порой чувствуется. Макушинский не допускает очевидных сбоев, он слышит все возможные оттенки русского слова. Хотя надо признать, что Айги был раньше.
"Свет за деревьями" – название кажется банальным, но только на первый взгляд. Если вдуматься, можно представить, что деревья, как и прочий мир, застилают взгляд на свет, который есть где-то там, за ними. И этот мир, прекрасный каждой своей деталью, в принципе, прекрасен только как отражение света за ним. И в нем, в этом свете, отражается все чудесное нашего мира, но без него ничего бы не было – существовала бы сплошная, не разделяемая на предметы и существа однородная тьма.
Об этом и пишет сам автор в программном стихотворении, в конце:
"... любить
так просто, и листья в лужах, и станции, и слова,
и свет, и свет, конечно же, свет за деревьями".
Алексей Макушинский буквально вожделеет этот свет, рождающий наш такой многообразный мир. В этом мире свет "за деревьями" существует, он очевиден, и мы все устремлены к свету, так или иначе.
Что еще, несомненно, удается автору – это так называемые "финалы", последние строчки стихов. Стихотворение может быть посвящено чему-то совершенно конкретному, описывать всякие реалии, а потом, в самом конце, буквально взрывается какой-то "общей", не имеющей прямого отношения к описанному фразой, вроде "так не хочется умирать", или "девочка бежит вприпрыжку через площадь навстречу всей своей жизни".
Это, собственно, и делает созерцательные, грустные, "свободные" строки искусством. Автор как будто гипнотизирует читателя медитативным описанием того или другого, а потом вдруг – раз! Словно удар палкой дзэнского патриарха по лбу любопытствующего.
Макушинский не дает забыть, что как бы ни были красивы деревья, их узоры и весь этот мир, главное – это то, что за ними: свет.
Преступления удалось предотвратить