Россияне боятся ходить за покупками в Сеть

Интернет-торговля в нашей стране развита намного хуже, чем на Западе. Нежелание наших соотечественников заказывать товары с виртуальных прилавков вызвано национальными предрассудками и страхами




Четверть жителей России, если верить данным опросов, имеют доступ в Интернет и с той или иной степенью регулярности им пользуются. Однако полагать, что наши соотечественники буквально погружены в Сеть, было бы несправедливо: молодежь, конечно, уже не мыслит жизни без компьютера, но люди постарше относятся к виртуальной реальности настороженно. Влияние стереотипов особенно ощутимо сказывается на деятельности интернет-магазинов.

По сравнению с европейскими странами сетевые продажи в России катастрофически непопулярны. Услугами онлайн-магазинов пользуются только 12% граждан. В лучшем случае мы сможем достичь уровня ЕС через пять - семь лет. Конечно, развитие торговли в Рунете идет быстрее в два раза (годовой прирост составляет 50% по сравнению с 25% в Европе), но пока россияне не слишком охотно пользуются преимуществами онлайн-шопинга.

Эксперты объясняют эту тенденцию менталитетом наших сограждан. Россия серьезно отстает от Запада в вопросах потребительской культуры, потому что долгие годы была таковой практически лишена. Европейские же страны и США имеют многолетнюю практику дистанционной торговли. Продажи по каталогу, рассылаемому почтой, распространены на Западе с конца 1940-х годов. "Одно - два поколения людей на этом уже выросли, и, когда появился Интернет, для них это было естественным", - объясняет замгендиректора электронного магазина Ozon.ru Михаил Ятковский.

Национальная специфика проявляется, главным образом, в недоверии большинства населения к виртуальному контакту с продавцом. Россияне даже в оффлайн-торговле предпочитают магазины самообслуживания, где есть возможность "пощупать" едва ли не весь ассортимент. Что уж тут говорить об Интернете, который не позволяет посмотреть товар лицом. Недоверие вызывает и курьерская доставка, которая, во-первых, часто оплачивается отдельно и стоит немало, а во-вторых, пугает отсутствием гарантий.

Почти 80% интернет-покупок в России оплачивается наличными при доставке товара курьером. Платежи банковскими картами и прочие способы внесения денег не котируются, хотя все возможности для их использования доступны многим жителям страны. Такая же ситуация складывается и в сфере технологий: отечественные онлайн-магазины с этой точки зрения ничем не отличаются от иностранных, но количество покупателей несравненно меньше.

Да и аудитория Рунета по мировым меркам невелика (глубина составляет 10% - 11%). Основная масса пользователей сконцентрирована в крупных городах, главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге. Так же распределены территориально и объемы покупок в интернет-магазинах. Между тем клиентские базы двух столиц уже практически исчерпаны, так что в перспективе развитие пойдет за счет регионов, а это может означать существенное замедление его темпов.

В провинции для многих пользователей еще актуален доступ в Сеть по телефонной линии с использованием dial-up модема, а скорость передачи данных при таком способе подключения не способна обеспечить покупателю адекватную работу с сайтами.

Выбор читателей