Претензии Грозного к федеральному центру растут

Эксклюзивное интервью с первым заместителем председателя Народного собрания парламента Чеченской Республики, бывшим управляющим Пенсионным фондом Чечни Замбеком Залзаевым


ФОТО: AP



Интервью с первым заместителем председателя Народного собрания парламента Чеченской Республики, бывшим управляющим Пенсионным фондом Чечни Замбеком Залзаевым.

"Yтро": Какие задачи стоят перед парламентом Чечни?

Замбек Залзаев: Перед законодательной властью Чечни стоят те же проблемы, что и перед исполнительной властью, – Рамзан Кадыров объявил 2008 г. годом завершения работ по ликвидации последствий военных действий в республике. Массовый размах приобрело движение "Нет следам войны!". Но наши законодательные функции, как субъекта Российской Федерации, крайне ограничены Конституцией России, конституцией нашей республики. К ведению законодательного органа субъектов РФ отнесены самые второстепенные вопросы. Практически в стране построено унитарное государство, а федерализм существует только на бумаге. И наши возможности принимать законы в социальной сфере ограничены размерами нашего бюджета.

Конечно, нужно принимать законы, предусматривающие различного рода доплаты, социальные льготы пострадавшим во время военных действий, но мы и этого не можем сделать. В республике рекордная безработица – более 70% трудоспособного населения, 350 тысяч человек состоят официально на учете в органах занятости. Те рабочие места, которые создаются, можно считать мизером. Чтобы довести безработицу до среднего по России уровня, нам нужно создать 300 тыс. рабочих мест, а средств для этого нет. Даже в малом бизнесе, самом примитивном, чтобы создать одну точку, нужно, как минимум, 120 тыс. рублей. Получается, чтобы создать столько рабочих мест в малом бизнесе, нужно 40 млрд рублей.

При такой рекордной безработице говорить об успехах в борьбе с преступностью сложно. Кстати, корень всех социальных проблем, проблем с преступностью – безработица. Это бич Северного Кавказа.

"Y": Где искать выход?

З.З.: Во-первых, нужно справедливо распределить доходы от нефти, добываемой на территории республики. Не так давно в Грозном прошло заседание межведомственной комиссии, где поднимались эти вопросы. Мы давно заостряем на них внимание. В Конституции РФ написано, что недра используются в интересах народов, проживающих на соответствующей территории. Более того, 49% акций "Грознефтегаза" принадлежат правительству республики. Хотя бы на таких пропорциях делили доходы от нефти. Так нет! Есть даже поручение президента Путина еще Фрадкову, в котором четко прописано, что ресурсы республики должны работать на ее восстановление и развитие. Но это поручение президента страны не выполняется.

Во-вторых, после разрушений и всего того, что случилось, без помощи федерального центра восстановить республику невозможно. За последние два года восстановлено очень много жилья, больниц, школ. Но все делается за счет инвестиций, кредитов коммерческих банков. Восстанавливать республику при огромном Стабилизационном фонде страны, в котором почти триллион рублей, используя кредиты коммерческих банков, – значит платить дважды.

"Y": В Чечне раздут чиновничий аппарат, к которому можно приплюсовать и штаты республиканских силовиков, что ложится дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет и съедает немалую часть бюджета местного.

З.З.: Когда я работал в Пенсионном фонде, то держал людей, которые, может быть, действительно, были не нужны. Но я говорил так: "Пусть лучше он здесь сидит и получает зарплату, чем его сын пойдет и завтра поставит фугас". Наверное, в Чечне раздут чиновничий аппарат, но это не проблема при такой огромной безработице в республике. Это дополнительные рабочие места.

"Y": Уже давно представители Чечни есть во всех органах федеральной власти. Если нужно менять отношение центра к проблемам республики, значит, ее представители не работают?

З.З.: Скажем, в Госдуме прошлого созыва было два представителя Чеченской Республики из 450 депутатов. Их могли там услышать? Сомневаюсь. Это практически невозможно. Но и пять нынешних депутатов, уверяю вас, ситуацию не изменят в Госдуме. Им просто не дадут слова. Когда готовилась Конституция РФ 1993 г., принцип равноправия наций подменили принципом равноправия субъектов Российской Федерации. И получилось так, что в таком положении представительство республик в федеральных органах власти сокращается.

Вот мы представили проект федерального закона "О внесении изменений в закон "О реабилитации жертв политических репрессий", предусматривающий увеличение компенсаций жертвам геноцида. Но при таком отношении, конечно, этот закон не пройдет в Госдуме. Так же, как нам вернули проект федерального закона "О мерах по стимулированию предпринимательской деятельности на территории Чеченской Республики". Если не будет предусмотрено таможенных, налоговых льгот, какой частный инвестор придет в послевоенную республику? Ведь эти условия надо создавать.

Мы видим, что декларируются одни вещи, а делаются совершенно другие. Заканчивается год, а мы только сейчас стали получать финансирование из федерального бюджета. И так происходит каждый год!

"Y": Есть ли надежды на восстановление промышленности Чечни?

З.З.: Мы даже не говорим о восстановлении промышленного потенциала в тех размерах, в которых он был до войны. Мы надеемся хотя бы на частичное восстановление. Ресурсы от реализации нефти можно было бы направлять хотя бы на эти цели. Есть постановление правительства РФ, где указано, что доходы будут направлять на восстановление инфраструктуры и социальной сферы Чеченской Республики. Но, повторюсь, этого не делается. Недавно мы получили проект федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2011 годы". В нем не предусмотрено восстановление ни одного нефтеперерабатывающего завода. Предусмотрено восстановление жилья, социальных объектов – школ и больниц, но не создание рабочих мест.

"Y": Можно ли использовать опыт чеченских строителей в создании олимпийских объектов в Сочи?

З.З.: Мы хотели бы рассчитывать на это. Но я, как реалист, понимаю, что все финансирование уйдет в Краснодарский край.

Можно вспомнить анекдот о разнице между оптимистом, реалистом и пессимистом в современной России. Оптимист учит английский, пессимист – китайский, а реалист изучает автомат Калашникова. Мы ближе к реалистам. Шучу, конечно.

Недавно я побывал на парламентских слушаниях по региональной политике в Совете Федерации. Ровно десять лет назад, в 1997 г., проводились парламентские слушания по этой же тематике о различиях в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. И за десять лет не сделано ничего! За десять лет эти различия только возросли, усугубляя противоречие. Конечно, я напишу письмо председателю Совета Федерации о том, что ничего из тех рекомендаций, которые были приняты в ноябре на парламентских слушаниях, не будет реализовано. Все превратилось в говорильню. Закон об основах региональной политики не принят. Закон о поддержке депрессивных территорий не принят. Закон о минимальных государственных стандартах, предусмотренный Бюджетным кодексом, три - четыре года не выносится на третье чтение. То есть реализуется установка на отсталость регионов.

В прошлом году на заседании Госсовета РФ президент страны сказал: "У нас не должно быть отсталых "медвежьих углов". А в докладе руководителя рабочей группы Хлопонина на заседании Госсовета приводились огромные различия между регионами по безработице, научному потенциалу. В 200 раз! Это страшные цифры.

Все считают, что сюда вбухивают деньги, а мы тут их разворовываем. Если говорить о масштабах воровства, то территория в радиусе Садового кольца в Москве бьет все рекорды. Это первое. Конечно, проблема контроля использования ресурсов существует по стране. Но в наших условиях никаких огромных финансовых потоков в республику нет. Объекты строятся на частные инвестиции и кредиты. Помощь республике, как после землетрясений или наводнений, способствовала бы укреплению взаимоотношений между регионами, народами. Но даже это не используется. После окончания первой кампании в 1997 - 1998 гг. на федеральном уровне принимались решения о том, что регионы будут участвовать в восстановлении Чеченской Республики.

Нам остается надеяться, что через несколько лет из нас перестанут лепить террористов и врагов. Хотелось, чтобы это произошло скорее.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей