Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Напомним, 18 января министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко передал генеральному секретарю НАТО Яапу де Хооп Схефферу подписанное руководителями государства письмо о присоединении Украины к Плану действий для членства в Альянсе (ПДЧ). Седьмого февраля этот документ обсудят на неформальной встрече в Вильнюсе министры обороны стран-членов Альянса, а окончательно обращение Украины рассмотрят на Бухарестском саммите НАТО, который состоится в апреле.
Заявление МИД РФ о негативных последствиях вступления Украины в НАТО для украинско-российских отношений является признаком страха России и не должно испугать Украину, цитирует депутата-нашеукраинца, экс-министра иностранных дел Бориса Тарасюка ЛIГАБiзнесIнформ. Комментарий со Смоленской площади напомнил заядлому "пронатовцу" Тарасюку "очень сердитые комментарии Москвы в то время, когда дискутировался вопрос о вступлении в НАТО трех балтийских стран". "Чем только не пугала Россия. Вступили в НАТО, какие проблемы? Никаких проблем никогда нет", – заявил Тарасюк. Кроме того, у экс-министра вызывает вопрос тот факт, что Россия молчала в 2002 г., когда СНБО Украины под руководством тогдашнего президента Леонида Кучмы впервые приняла решение о курсе на вступление страны в НАТО. Не последовало протестов из Москвы и тогда, когда соответствующее решение принимала Рада. "Почему вдруг сегодня? Потому что они поняли, что бывшее руководство было управляемое, в отличие от сегодняшнего. Вот здесь уже и начались настоящие страхи", – уверен Тарасюк. В целом, по его определению, заявление Москвы – "это запугивание тех, у кого, знаете, слабые коленки... Это сигнал для пятой колонны. А настоящих украинцев и патриотов этим не запугать".
О вмешательстве не в свое дело говорил и спикер Рады (один из соавторов письма в НАТО), еще один экс-глава МИД Украины Арсений Яценюк. По его словам, было бы корректно, если бы двусторонние отношения России и Украины базировались "исключительно на взаимоуважении и невмешательстве в суверенные права".
Нашеукраинец Николай Катеринчук также заявил о том, что вопрос присоединения Украины к ПДЧ – внутреннее дело Украины, и реакция России данный процесс не остановит. В целом реакция Москвы, по словам депутата, имеет под собой более глубинные причины: "Рассмотрение вопроса сотрудничества с НАТО как стратегическая цель имеет в России более системный характер, чем рассмотрение вопроса присоединения Украины к ПДЧ. Сегодня нежелание России решать цивилизованным путем вопрос цены на газ прикрывается ее геополитическими амбициями".
Юлия Тимошенко, в свою очередь, снова озвучивала старый пиар-ход: вступление в НАТО произойдет только через референдум. "Такой путь сегодня исповедуют как наша демократическая команда, так и оппозиция", – подчеркнула Юлия Владимировна и призвала "не создавать искусственно конфликт там, где его нет".
О том, что позиция власти и оппозиции в данном вопросе на самом деле едина ("только через референдум"), говорила вчера и переметнувшаяся на сторону Ющенко соратница Януковича, секретарь СНБО Раиса Богатырева. Сейчас речь идет не о вступлении Украины в НАТО, а о присоединении к плану действий, "которые бы могли внедрить в Украине определенные стандарты", успокаивала она.
Кстати, сам Янукович пообещал, что в пятницу Партия регионов продолжит протест против присоединения Украины к ПДЧ, и напомнил: "регионалы" оценку скандальному "письму трех" уже дали. Действительно, формально ПР и власть тут сходятся. Все претензии Януковича сведены к тому, что мнение народа должно стать в этом вопросе определяющим – однако и власть от этого вроде как не открещивается. Разница в том, что Янукович требует провести референдум немедленно, благо все законные основания для этого есть, а власть обещает сделать это тогда, когда "страна будет готова" (то есть когда большинство населения, обработав надлежащим образом, удастся склонить в пользу Альянса).
Наиболее вежливо на общем фоне прозвучал официальный комментарий украинского внешнеполитического ведомства. Положительно оценив позицию МИД РФ, "в который раз подтвердившего преданность России общепризнанным международным принципам, в частности, уважения к выбору каждого независимого государства системы обеспечения собственной безопасности", украинские коллеги Лаврова заявили, что опасений России не разделяют. Расширение НАТО вовсе "не приведет к серьезным военно-политическим сдвигам, которые неминуемо отразятся на интересах РФ" – напротив, Украина рассматривает этот процесс "как распространение на юг и восток зоны стабильности и безопасности в Европе".
Также в заявлении подчеркивается, что курс Украины на евроатлантическую интеграцию не является альтернативой перестройке отношений с РФ. "Исходя из духа и буквы Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 31 мая 1997 г., мы строим наши современные взаимоотношения на принципах добрососедства, уважения к суверенитету и интересам обеих стран, общей ответственности перед вызовами и угрозами современности", – говорится в тексте. Из текста также следует, что Украина подтверждает готовность к диалогу по всем вопросам, "включая свое участие в деятельности международных систем безопасности, со всеми своими партнерами, и прежде всего с РФ". "Считаем, что свидетельством зрелости и цивилизованности украинско-российского сотрудничества должна быть возможность обсуждать вопрос за столом переговоров, без лишнего ажиотажа, нагнетания страстей, использования штампов и эксплуатации стереотипов времен холодной войны", – говорится в заявлении. Присоединение Украины к ПДЧ – лишь очередной этап евроатлантической интеграции Украины, определенный действующим законодательством украинского государства, и при принятии решения о вступлении в НАТО мнение украинского народа будет учтено, "о чем, в частности, и идет речь в письме генеральному секретарю НАТО", заверил украинский МИД.
Российские комментаторы высказывались значительно жестче. Украина и Грузия, вступив в НАТО, откажутся от статуса нейтрального, независимого государства и потеряют часть своего суверенитета, считает постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. По его мнению, особых шансов быть принятыми в Альянс у этих стран сейчас мало, да и вряд ли в НАТО найдутся "горячие головы", рискнувшие в столь непростой период отношений с Россией пригласить к себе Украину и Грузию. Однако если это случится, последствия будут негативными и повлекут за собой разрушение военно-технического сотрудничества с Россией, не говоря о последствиях психологического и гуманитарного характера, уверен Рогозин.
Глава МИД РФ Сергей Лавров подтвердил вчера приверженность озвученным ранее принципам. По его словам, дальнейшее сотрудничество России и Украины и в военной области, и в сфере ВПК будет зависеть от того, как Украина будет строить свои отношения с НАТО.
Попутно Лавров высказался о некоторых новых членах НАТО, которые "активно занимаются героизацией нацистов, попыткой переписать историю, заявляют о необходимости исторического реванша". "И им все это сходит с рук, так как они теперь члены уважаемого клуба. Если ты член НАТО – то тебе все можно, и тебя никто критиковать не будет, к тебе и миссии не будут направлять, чтобы следить, как ты себя ведешь. Нам говорят о том, что НАТО сейчас не столько оборонный союз – хотя ст. 5 Вашингтонского договора никто не отменял – скорее, инструмент демократизации. Насчет демократизаторской функции НАТО мне говорить не хотелось бы", – сказал министр. По его словам, "политику открытых дверей" Россия продолжает рассматривать как наследие "холодной войны", "и эта политика не сможет решить ни одну реальную проблему безопасности".
Кстати, о попытках переписать историю. Некоторые участники первых исторических слушаний "Украинская повстанческая армия. След в истории", организованных СБУ, вчера высказались за принятие Закона о признании советского периода украинской истории оккупацией Украины, поскольку это якобы даст возможность рассекретить тайны уже несуществующего государства СССР. Экс-глава СБУ Валентин Наливайченко поясняет: рассекречивая и упорядочивая документы советских органов госбезопасности, которые сохраняются в ее архиве, СБУ преследует одну цель – "установить историческую правду о прошлом украинского народа и избавиться от наслоений, которые искажают объективную истину".
Брюссель знает, чего хочет
Противник целился в мирные соцобъекты