Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Даже совсем наоборот: проигравший кандидат от Сербской радикальной партии Томислав Николич признал свое поражение и поздравил победителя через несколько часов после завершения голосования, не дожидаясь окончательного подсчета голосов. Столь же толерантно повел себя и победитель. Поздравив Николича "с завершением трудной борьбы" и признав тот факт, что программу его соперника поддержала половина избирателей, Борис Тадич назвал выборы "референдумом о вступлении в ЕС", подчеркнул "важность единства, необходимого для продолжения борьбу за жизненные интересы граждан" и пообещал уже в ближайшие дни провести консультации с лидером оппозиции.
Размахивая флагами, под музыку невесть откуда взявшихся музыкантов, Сербия, следуя общему хору комментариев, "прощается со своим националистическим прошлым". В общем, полная идиллия и национальный консенсус. Все сербы хотят жить в единой Европе, дружить с Россией и сохранить Косово в составе Сербии. А нервом противоречий являются два более тонких вопроса: на кого - Россию или Евросоюз - стоит ориентироваться больше; и как реагировать на неминуемое провозглашение Приштиной суверенитета.
При этом не исключено, что определяться по второму вопросу придется очень скоро. Пока сторонники Тадича праздновали победу в Белграде, руководство Косова в лице президента Фатмира Сейдию, премьер-министра Хашима Тачи и спикера парламента Якупа Красничи принимали министра иностранных дел Албании Лулзима Баша, прибывшего в Приштину со специальной миссией. Судя по невнятным сообщениям СМИ, глава албанского МИД привез от госсекретаря США Кондолизы Райс некие специальные директивы, касающиеся дальнейших шагов по изменению статуса края.
Детали этого плана не известны. Однако по завершении переговоров было заявлено, что в феврале парламент Косова объявит независимость в сотрудничестве и координации с государствами-членами Евросоюза, международной администрацией края и США. Дата "праздника суверенитета" еще не определена – во всяком случае, президент Фатмир Сейдию заявил, что она будет назначена после урегулирования "некоторых формальностей".
Судя по этим заявлениям, в центре принятия решений еще не решили, что и как делать дальше, и продолжают тянуть время, и не исключено, что провозглашение независимости будет отложено еще на три - четыре месяца. Дело в том, что в мае в Сербии должны пройти муниципальные выборы, и демократам Тадича будет легче завоевать власть на местах до того, как начнет работать раздражающий сербскую провинцию фактор Косова.
Более того, в Белграде уже поговаривают о том, что Тадич намерен закрепить свою победу на президентских выборах, избавившись от проблемного парламента и слишком патриотичного премьера Коштуницы. Сделать это можно только одним способом – провести досрочные выборы в Скупщину. И, судя по всему, вялотекущая подготовка к реализации сценария, подразумевающего совмещение парламентской и муниципальной кампаний, ведется уже давно.
Однако окончательное решение еще не принято. С одной стороны, западным покровителям Приштины все сложнее сдерживать напор косовских сепаратистов, и временами создается впечатление, что они готовы санкционировать немедленное провозглашение независимости. Однако, с другой стороны, балканская игра становится все более сложной.
Только что завершившиеся президентские выборы показали, что ажиотаж вокруг проблемы Косова привел к некоторому росту националистических настроений в Сербии. Об этом свидетельствует разница между результатами нынешних и прошлых выборов: в 2004 г. Тадич победил Николича с перевесом в 8%, а в минувшее воскресенье разрыв составил 4%. Сегодня никто не знает, как отреагируют сербы на провозглашение независимости Косова и признание его суверенитета в США и Европе, зато можно легко представить себе итоги майского голосования, особенно в том случае, если реакция Тадича будет ожидаемо мягкой и радикалы обвинят его в предательстве.
А поскольку неприятности никому не нужны, лучшим вариантом было бы отложить окончательное решение косовского вопроса до лета. К тому времени завершится передача власти в России, с которой тоже не хотелось бы ссориться, чтобы не раскачивать ситуацию накануне президентских выборов и не лить воду на мельницу "силового блока" в путинском окружении. И хотя никто не ждет, что Москва предпримет какие-то резкие действия в ответ на отделение Косова, нельзя оставлять без внимания ее негативное отношение к одностороннему провозглашению независимости края и размещению там миссии Евросоюза.
Значит, придется как-то договариваться или хотя бы сделать вид, что такое стремление есть. Особенно накануне апрельского саммита НАТО в Будапеште, на котором будет запущен процесс вступления в Альянс Украины, а Россия наверняка будет настаивать на откладывании принятия в НАТО Грузии, ссылаясь на проблемы, которые возникнут на Кавказе в связи с признанием суверенитета Косова. В общем, все ходы необходимо взвесить, все последствия – хорошо просчитать.
С другой стороны, как было бы приятно решить все одним махом. Отдать контроль за Косовом Европе, чтобы она там сама разбиралась. Провести полную ротацию власти в Белграде, заморозить проект "Южный поток", начать процесс принятия в НАТО Украины, Грузии и Сербии, выгнать Россию из Крыма и с Кавказа, включить Сербию, а заодно и Армению в группу восточноевропейских стран, идущих в фарватере Вашингтона...
Красиво и чертовски соблазнительно. И – увы для Москвы – в чем-то даже реально.
Брюссель знает, чего хочет